Просмотров: 769

Этническая история узбеков

Основные народы Центрально-Азиатского региона — таджи­ки, узбеки, туркмены, казахи, киргизы, каракалпаки — сло­жились в народности непосредственно на его пространствах; они имеют много общего в путях формирования, древнейших истоках дальнейшем историческом развитии, органически переплавившем в процессе своего окончательного становления местные и более поздние пришлые этнические компоненты. Изучение этногенеза и этнической истории узбекского на­рода является одним из сложнейших и актуальных вопросов исторической науки. В условиях независимости Узбекистана и восстановления отечественной этнической культуры узбек­ского народа весьма важное значение для повышения нацио­нального самосознания имеют глубокие исторические знания, определение места, которое занимал наш народ в этническом разнообразии на том или ином этапе исторического развития. Каждый человек желает знать свою этническую историю. Исследования этнического и историко-культурного разви­тия народов Центральной Азии показали, что их этногенез и этническая история тесным образом переплетены друг с дру­гом. Й совместно занимаясь исследованиями по истории Цент­ральной Азии, мы должны об этом постоянно помнить. Этнические и культурные границы между этносами регио­на, в особенности между узбекским и таджикским, были под­вижны и имели двусторонний проницаемый характер. Поэтому к историческому и этнографическому материалу, к различным источникам надо относиться весьма осторожно, так как можно легко ошибиться, отнеся культурное наследие прошлого одного народа к наследию другого. Народы Центральной Азии сложились в этническую общ­ность на основе многих общих компонентов, имеют общее древ­нее культурное наследие и общих предков, что в прошлом при написании этнической истории иногда неверно приписывалось только своему народу. Я надеюсь, что сотрудничество ученых наконец даст возможность избежать одностороннего толко­вания этнических процессов. Только принцип исторической объективности должен быть одной из самых важных методо­логических предпосылок исследования. Для этого необходимо скоординироваться ученым всего Центрально — Азиатского реги­она и найти общие точки зрения. Поскольку этнос формируется на протяжении многих сто­летий и тысячелетий, в него в силу исторических и других при­чин входят на каждом историческом этапе все новые и новые этнические субстраты, идут процессы этнической ассимиляции и интеграции народов. Трудно найти в мире моноэтническое об­разование и нельзя назвать этнос, который не был бы многоком­понентным. Ярким образцом этого является история сложения узбекского и других народов Центральной Азии. Узбекский эт­нос, от истоков своего формирования вплоть до сложения его в народность, впитал в себя немало древних автохтонных проток — народов, а также мигрировших родоплеменных групп.

Этногенез и этническая история — это весьма сложный и не­одномерный исторический процесс. Б. А. Литвинский говорил, касаясь этногенеза, что это «было отнюдь не однонаправленное последовательное развитие, как нередко пытаются предста­вить, а многофакторный ветвистый процесс». По его мнению, этническая картина среднеазиатского региона отражала «раз­мытость» и  неопределенность этнического самосознания с его разными иерархическими уровнями.

Отдельные аспекты этногенетических процессов изуча­лись в Узбекистане видными учеными А. Ю, Якубовским, К. Ш. Шаниязовым, Б. А. Ахмедовым, Т. и Г. Ходжайовыми, А. А. Аскаровым, Ю. Ф. Буряковым. Впервые в отечествен­ной исторической науке К. Ш. Шаниязов издал труд «Процесс формирования узбекского народа» (2001 г.), в котором сделал комплексный анализ этнической истории узбеков с древней­ших времен (1-И до н.э. XIX в-). В данной работе автор воз­ложил на себя весьма сложную задачу — изучение этнической истории края с наиболее ранних ее этапов. Он сумел раскрыть широкую панораму этнических процессов, происходивших в эпоху бронзы и  раннесредневековый период; ему удалось выя­вить наиболее древних предков, прародителей узбеков, прожи­вавших на территории Средней Азии. Таким образом, еще раз была подтверждена мысль о формировании узбекского наро­да на местной этнической почве. Весьма последовательно уче­ным были прослежены этнические процессы, происходивши на базе различных политических объединений, и расставлен основные вехи формирования узбекского народа, достигшего своего завершения в начале XI столетия в государстве Кара ханидов. Важность этой работы становится весьма очевидной на фоне сложных вопросов, прежде не изучавшихся. Для и освещения необходимы глубокие знания не только в этнологии, но и в других смежных науках. Необходимо отметить что трудность такого рода исследований заключается еще и I недостаточной разработанности теории этногенеза и этнических процессов, отсутствии необходимых источников или же не противоречивости заключенного в них материала. Следующий момент, который надо учитывать, исследуя эт­ническую историю, связан с тем, что изучение процесса сложе­ния любого народа необходимо начинать с истоков его формиро­вания и рассматривать различные этапы становления, развития, трансформации  этнических  общностей  как   целостный  обще­исторический процесс. Один из важнейших этапов — этногенез, или завершение формирования этноса. Вошедшие позже в него этнические компоненты не меняют общей картины основно­го процесса этногенеза и не оказывают большого влияния на окончательное формирование народа, Так, процесс становле­ния узбекского народа завершился в XI в., но потом его состав пополнили новые этнические компоненты, пришедшие в пери­од монгольских завоеваний, а в начале XVI в. в результате по­ходов Шайбани — хана (1500-1510) в этот ареал переместились тюркоязычные племена Дашт — и Кипчака, которые лишь дали названия сложившемуся ранее народу, но в силу сравнитель­ной малочисленности коренным образом не изменили ход этнических процессов, а в отдельных регионах даже не повлияли на них. В связи с разной оценкой этапов этнической истории узбеков среди ученых возникли разногласия, к какому веку отнести эт­ногенез данного народа. Долгое время российские исследователи неправомерно утверждали, что процесс завершения этногенеза и сложения узбекской народности связан с приходом — и кип­чакских узбеков. В узбекистанской историографии на основе разнохарактерных источников было доказано, что в период гос­подства Караханидов (ХХ-Х1 вв.) в связи с переходом политичес­кой власти в Мавараннахре и Хорезме к тюркским династиям начался завершающий период этногенеза узбекского народа. В государстве западных Караханидов сформировался тюркский народ, составивший этническую основу современных узбеков. В этот период определилась база таких основных этнических характеристик, как единство территории, языка, культуры, ис­торической судьбы, этнического самосознания, государственной принадлежности, религии и т. д. Проживавшее в Мавараннах­ре и на прилежащих к нему территориях тюркское население (карлуки, чигили, йагма, тухси, халаджи, аргыны, огузы, кип­чаки, узы, канглы и т. д.) стало ощущать себя принадлежащим к единому этносу. Если определять в целом, то в X — первой половине XI в. все основные этнические признаки узбеков уже сложились, и они стали этносом на уровне народности .

При изучении проблем этногенеза и этапов его развития не­обходимо уделять большое внимание выявлению этнических признаков и этнообразующих факторов, что позволит верно ориентироваться в этнографических исследованиях. Основ­ным признаком этноса всегда считалась общность языка, куль­туры, этнического самосознания и т. д. Хотя в последнее время этнологи ведут дискуссии по поводу этих признаков, высказы­вают различные точки зрения, но вышеназванные параметры в той или иной мере присутствуют в концепциях многих ученых. Вместе с тем существуют и этнообразующие факторы, к кото­рым относится общность территории, социально-экономичес­кой структуры. Ряд исследователей считает таким фактором и язык.  Несомненно, что благотворно влияющим на образова­ние этносов является государство или какое — либо политическое объединение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.