Просмотров: 279

Этическая концепция Аристотеля

Великому Аристотелю принадлежит разработка своего этического и по­литического учения, В решении этических и общественно-политических про­блем можно также заметить как некоторые общие идеи, так и существенные расхождения между общественно-политическими представлениями Арис­тотеля и его учителя Платона. Два гениальных мыслителя большое внимание уделяли вопросам этики и политики, но ученик развивал идеи своего учителя дальше, что нисколько не снижает величия платоновского наследия. Аристотель дал свою оригинальную этическую концепцию в книге «Ни-комахова этика», которую посвятил сыну Никомаху. Согласно взглядам Аристотеля, человек живет в обществе, и в силу этого человек — есть поли­тическое существо. Поэтому истинным человеком Стагирит считал толь­ко свободного человека, гражданина. Например, раб, по мнению Арис­тотеля и других греческих философов, не есть человек, он — говорящее животное. По причине этого, когда вопрос касается проблем нравствен­ности, политической системы, демократии и т.д., раб совершенно не при­нимается во внимание. Под человеком понимается только свободный человек, свободный гражданин греческого полиса,

«Одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Раб — тот, кто сам рассудком не обладает», — подчеркивает Стагирит, Рабство, с его точки зрения, целе­сообразно и. правильно, но раб, естественно, должен быть ниже хозяина, поскольку от рождения одни предназначены подчиняться, другие — управлять. Для прирученных животных лучше, когда ими управляет человек, то же относится и к рабам, которые ниже по природе. Поэтому, в случае с Аристотелем, совершенно неуместно представ­ление о равных правах всех человеческих существ — о справедливости,’ требующей равенства между людьми. Сточки зрения греческого фило­софа, справедливость включает не равенство, а правильную пропор­цию, которая лишь иногда является равенством. Справедливость хозяина или отца нечто совсем иное, чем справедли­вость гражданина, рассуждает Стагирит, ибо сын или раб — это соб­ственность, а по отношению к своей собственности нет речи о неспра­ведливости. Отец может отречься от сына, если тот безнравственен, но сын не может отречься от отца, так как должен ему больше, чем может возместить, в особенности в том смысле, что он должен ему своим суще­ствованием. Каждый должен пользоваться любовью пропорционально своим достоинствам: низший обязан любить высшего больше, чем выс­ший низшего, жены, дети, подданные должны любить мужей, родителей, монархов больше, чем последние любят их. Однако в отношении рабов эта доктрина слегка изменяется в связи с вопросом о том, возможно ли для человека быть другом раба, тут, по мнению философа, ничего общего быть не может, потому что раб — «оду­шевленное орудие», так что дружба с ним как с рабом невозможна. Тео­рия рабства — одна из тех политических идей Платона, которая была полностью принята его учеником. Человек, таким образом, по Аристотелю есть «zon politikon», то есть существо политическое. Как было показано выше, раба как «говорящее животное» никто в древнегреческом обществе во внимание не принимал, в силу этого, когда Аристотель говорит, что человек — это политическое существо, то он имеет в виду, что человек является таковым только в госу­дарстве, он не может быть вне государства. По мнению философа, человек и государство должны быть едиными, поэтому он определяет человека как политическое существо, граждани­на, имеющего свои права, обладающего правом избирать, действовать по закону, или обращаться к власти в том случае, если его права нару­шаются. Рабы таковыми не являются, их можно купить, продать, убить, и их хозяин за это не несет никакой ответственности. Точно также, соглас­но Стагириту, если человек выпадает из государства, он по существу деградирует, перестает быть человеком. Это первое. Во-вторых, по мнению Аристотеля, каждый человек, поскольку он жи­вет в обществе, ежедневно, ежечасно совершает поступки, многочислен­ные действия. Поскольку речь идет о человеке, то он как разумное суще­ство должен иметь идею совершенного поступка, то есть иметь представление о том, как поступать наилучшим образом. В связи с этим, по мнению философа, каждый человек должен иметь цель, смысл своего существова­ния, поскольку в отличие от животных человек наделен разумом и, следо­вательно, имеет в этой жизни свое предназначение. Сточки зрения Аристо­теля, наилучшее -это есть совпадение высшей цели человека с идеей госу­дарства, идеей совершенного государственного строительства. И поэто­му, согласно Аристотелю, высшая цель человеческой жизни — это цель, совпадающая с благом государства. Кроме того, каждый индивид имеет свои особые цели и собственное представление о совершенном человеке, о совершенной жизни. Гречес­кий философ был убежден, что такой совершенной целью не может быть богатство, поскольку стремление к богатству не ведет человека к добро­детельной жизни. Стремление нажить богатство, по его мнению, есть от­рицательная цель. Стагирит не отрицал частной собственности вообще, как это делал Платон, признавал ее необходимость, и в этом отношении расходился с мнением учителя. Более того, Аристотель, признавал се­мью: по его мнению, каждая семья является ячейкой государства. Но, однако, повторимся, он считал, что целью гражданина не должно быть стремление к богатству, стремление к наживе, к наслаждению. И то и другое, по его мнению, отрицательно влияет на личность, на ее развитие. По убеждению Аристотеля, в личной жизни человек должен придер­живаться средней линии. То есть, не должен сильно выделяться, напри­мер, стремиться быть богаче всех, или получить какие-то высшие наслаж­дения, иметь то, чего нет у других — человек должен желать умеренной, нормальной жизни. Он должен жить жизнью гражданина греческого по­лиса, быть довольным своей жизнью, довольствуясь необходимым. Это означает, по Стагириту, стремиться к добродетельному состоянию. До Аристотеля еще Демокрит выдвигал идею о стремлении к удовлетворен­ному, благополучному состоянию. Это значит, что у человека должна быть некая высшая цель, совпадающая с благом государства, а, помимо нее, для себя он должен желать умеренного достатка и спокойствия души. Здесь представляет интерес знаменитая аристотелевская этическая док­трина золотой середины. Любая добродетель, по мнению философа, пред­ставляет собой нечто среднее между двумя крайностями, каждая из кото­рых сама по себе есть порок. Например, «смелость — есть среднее между трусостью и удальством; гордость — среднее между тщеславием и смире­нием; остроумие — между шутовством и грубостью; скромность — между застенчивостью и бесстыдством». Потому смысл добродетельного пове­дения заключается в приверженности золотой середины. Многие, анализировавшие этику Аристотеля, считают, что по суще­ству он ничего нового и оригинального не изобрел. Согласно его этичес­кому учению, хороший человек ~ это гражданин греческого полиса, за­конопослушный, занимающийся своим делом, воспитывающий своих детей и живущий в умеренном достатке. По Аристотелю — это и есть нор­мальная жизнь, жизнь без зависти, без прихотей, причуд и т.д. Отсюда следовало, что из таких добродетельных граждан создаются хорошие семьи, из порядочных семей получаются благополучные государства, и, следовательно, наиболее совершенное, по его мнению, государство должно возникнуть не путем революции, путем насилия, а путем приум­ножения положительных качеств в обществе. Философ был убежден, что никто не может вдруг преобразовать общество наилучшим образом, при­внести в него новое благо, сделать его совершенным и добродетельным.

В этом отношении учение Аристотеля представляет большой интерес: если вспомним историю, то в ней часто отдельные деятели-революцио­неры считали, что можно все разрушить и потом заново построить наи­лучшим образом, что на деле оказалось невозможным. Поэтому, как показывает история, Стагирит оказался прав, утверждая, что общество можно совершенствовать, изменять к лучшему, говоря современным язы­ком, эволюционным путем, в отличие от политических теорий, призывав­ших к коренным революционным преобразованиям. Аристотелевская теория наилучшего государства, таким образом, в целом смоделирована по образцу платоновских теорий «Государства» и «Законов». При этом аристотелевский вариант во многом проясняет саму теорию Платона. Государство, по мнению Аристотеля, это высшего рода сообщество, и направлено оно к величайшему благу. Как было показано выше, благо отдельного лица совпадаете благом государства, однако достигнуть блага государства и удержать это бла­го — наиболее важная и совершенная задача. Государство — высшая форма общения между людьми. Государство существует «не просто ради существования, но скорее ради благой жизни». Человек по своей природе — есть политическое, государственное су­щество и если кто, в силу природы или случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека или недоразвит в нравственном отношении. В силу этого, совершенным человеком предполагается со­вершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, совершенство его государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.