Просмотров: 207

Эмпирическая философия

Когда мы говорили об историчности предмета философии, мы под­черкивали, что философия первоначально считалась наукой обо всем сущем. Каждый философ представлял собой мудреца, разбиравшегося в проблемах природы, человека, его духовного мира, общества и т.д. И так продолжалось почти до XVI века — помимо философии никаких от­дельных специальных наук не существовало. Под словом «ученый» пони­мали философа, под понятием «объективное знание» — философию. Фи­лософ и ученый были синонимами, философия — синонимом всего объек­тивного знания. Действительно, философы того времени обладали неве­роятной эрудицией и широтой ума, отличались высоким уровнем дости­жений в области логики, теории познания, в сфере размышления, дока­зательства. Каждый из великих философов много путешествовал, был сведущ в самых различных областях знания, являлся высшим пунктом интеллектуального развития человечества. И, разумеется, уровень об­разованности и глубина мышления этих философов отвечали запросам общества того времени. Со второй половины XV века, в ХV-ХVI веках в мире начинают происхо­дить коренные изменения. Мир, который до этого времени развивался по­степенно, эволюционно, вдруг «встал на дыбы», В спокойный, веками устояв­шийся, упорядоченный мир ворвалась так называемая рыночная система. Разумеется, сначала некоторые рыночные атрибуты зрели в недрах старой системы производственных отношений, но затем они как новые стихийные силы стали врываться в существовавшую систему отношений, прежние рам­ки становились для них преградой и тормозом. На место старых традицион­ных ценностей (подчинения королю, герцогу, хозяину, сюзерену), на место отношений личной зависимости приходит новая и единственная ценность, эта ценность -деньги. Все существующие в обществе отношения стали оце­ниваться через товарные отношения. Ни благородное происхождение, ни внешний лоск и образованность, ни сила теперь не имели значения, как го­ворит Маркс, первым человеком становится тот, кто имеет много денег. Новые товарные отношения требовали расширения рынков, новой ра­бочей силы, и отсюда следуют разразившиеся погоня за новые рынки сбыта, поиски новых земель, поиски золота, покорение новых народов, присоединение новых государств. Это был стихийный процесс, не ограниченным какими-либо юридическими или нравственными нормами. Европа стала бурлить как кипящий котел, все старые ценности были пере­вернуты и сметены, поставлены с ног на голову. Но наряду с этим хаосом имели место и значительные положительные явления. Если раньше традиционная экономика двигалась медленно, то теперь она стала развиваться с невероятной скоростью и силой, стали производиться все больше и больше товаров на продажу; Если раньше в экономике главенствующее место занимало сельское хозяйство, то те­перь вперед вырывается промышленность. Богат не тот, кто имеет много земли, а тот, кто много производит. И вот в этот момент старая традиционная философия, старая наука, старое интеллектуальное мировоззрение стали вступать в противоречие с новым миропорядком. Почему? Потому что старые ученые видели свою задачу в том, чтобы объяснить этот мир, систематизировать накопленные знания, разложить все по полочкам, математически решать возникавшие проблемы и т.д. А теперь перед человеком встали практические задачи: «как извлечь руду из недр?», «как производить?», «как попасть в опреде­ленную точку планеты?». То есть ставились вполне реальные вопросы и задачи, о которых ученые раньше никогда не задумывалась. У общества появляются новые запросы, развивается маркшейдерское дело, привле­каются новые ресурсы — уголь, металл и т.д. С этого времени, как ответ на возникшие запросы общества, начинают появляться совершенно новые науки. Предпосылки для этих наук уже были в лоне самой философии, а теперь одна за другой от философии начина­ют отпочковываться математика, механика, физика, химия, биология и дру­гие науки. Не остается без изменений и сама философия, ведь философия есть мировоззрение, и она не может не реагировать на изменения в обще­стве. Следовательно, начинает меняться предмет философии. Философия отныне занимается созданием картины мира, тогда как конкретными об­ластями практики занимаются конкретные специальные науки. И, наконец, в недрах самой философии возникают так называемые идеологи новой науки. Теперь из всех вопросов философии самым важ­ным становится вопрос теории познания — «как познавать?». Если, напри­мер, в Древней Греции вопросы теории познания, вопрос о науке и науч­ном методе не был главным, хотя этот вопрос занимал серьезное место в творчестве древнегреческих философов, то теперь, в Новое время, эта проблематика становится самой актуальной и обсуждаемой. Всех инте­ресует только одно: как возможно научное познание, какой метод являет­ся самым лучшим, что такое наука логики, и специальный термин «наука» становится самым уважаемым словом. Вот именно в это время одним из идеологов новой науки и нового понимания философии становится выда­ющийся английский философ Фрэнсис Бэкон. Фрэнсис Бэкон родился в 1561 г. в Лондоне, в высокопоставленной семье английского аристократа. Его отец был лордом-хранителем печа­ти короля, достигший высокой должности в результате своей безупреч­ной службы. Ф. Бэкон учился в Оксфорде, получил блестящее образование, ра­ботал в посольстве во Франции и продвинулся по служебной лестнице выше своего отца. В 1584 г. он был избран в парламент. С 1617 г. он становится лордом-хранителем печати, затем — лорд-канцлером. В 1621 г. Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточниче­стве, осужден и отстранен от всех должностей. Через два года обвине­ния были полностью сняты, он был помилован королем, но не вернулся на государственную службу и посвятил последние годы жизни научной и литературной деятельности. Бэкон внес огромный вклад в развитие философии, недаром его на­зывают родоначальником всей английской философии и науки. Главным деломсвоей жизни он считал философию и науку: «Все знание — область моего попечения», провозгласил он. Ему принадлежит ряд выдающихся работ, среди которых «Энциклопедия» и знаменитая работа «Новый Ор­ганон, или Истинные указания для истолкования природы», вышедшая в 1620 г. В этом трактате Бэкон провозгласил целью науки — увеличение власти человека над природой. Впервые после Аристотеля философ создал энциклопедию всех наук. Учитывая опыт прошедших со времени Аристотеля девятнадцати веков, про­анализировав накопившиеся факты и данные, английский философ со­здал более совершенную классификацию наук, не потерявшую своего значения и по сегодняшний день. С помощью предложенной им классифи­кации Бэкон показал место каждой науки в системе научного знания. Английский мыслитель глубоко изучал древнегреческую философию и науку своего времени, крайне отрицательно относился (вот он новый дух Нового времени!) к Аристотелю, Платону и другим философам, пользовавшимся непререкаемым авторитетом и влиянием в средние века. В чем причина этого неприятия? В средние века — времена господства христианской религии — Платон и Аристотель с их Божественной идеей, учением о творце выступали философскими обоснователями христиан­ского мировоззрения. Философская мысль Нового времени целиком и полностью направле­на против идей средних веков, ее главной задачей стало обоснование но­вой науки, нового знания. Бэкон полагает, что ни Платон, ни Аристотель ничего не дают для решения практических задач Нового времени, гречес­кую философию он вообще отвергал как неудовлетворительный способ философствования: «Греческой философии недостает не слов, а дел», -утверждал он. Исключение, по его мнению, составляет только Демокрите его атомистической теорией. По мнению Бэкона, должен быть предложен новый инструмент мышления, «новый органон», с помощью которого мож­но было бы произвести восстановление человеческого знания на более надежной основе. Таким образом, именно Бэкон является родоначальни­ком английского эмпиризма и эмпирической философии в целом.

Общий набросок «великого плана восстановления наук» был сделан философом в предисловии к труду «Новый Органон». В этой работе пре­дусматривалось шесть частей: общий обзор современного состояния наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и, наконец, сама философия. Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Что представляет собой теория познания английского мыслителя, представленная им в «Новом Органоне»?  По Бэкону, нет никаких сомне­ний в том, что существует объективный мир, природа. Природа в его по­нимании является кузницей всех идей, всех законов, и сама природа су­ществует и живет, подчиняясь своим закономерностям. Это первое, что он ясно и отчетливо подчеркнул. По его мнению, задачей человека, зада­чей всякой науки является познание богатства природы, познание зако­нов природы, познание причинностей, существующих в природе, по воз­можности ничего не внося от себя. Природа — это главная цель для науки, главная лаборатория для ученого. Истинное знание, по Бэкону, достигается с помощью познания при­чин. Причины он, вслед за Аристотелем, подразделяет на материальные, действующие, формальные и конечные. Физика занимается исследова­нием материальных и действующих причин, наука же идет дальше и вскры­вает глубинные формальные причины. Конечными причинами, с его точки зрения, занимается не наука, а теология. Формальные причины позна­ются при помощи индуктивного метода, который опирается на анализ, расчленение, анатомирование природы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.