Просмотров: 462

Египетская цивилизация

egypt12301Одна из величайших культур древности, оказавшая огромное воздействие на развитие ми­ровой цивилизации, — культура Древнего Егип­та. Около 3000 г. до н. э. возникло государство, принявшее форму раннерабовладельческой централизованной деспотии, управляемое царя­ми — фараонами. Рядом с фараонами, а нередко и над ними, стояли жрецы — сословие мудрецов, вершившие судьбы страны. Жрецы не только исполняли обряды при божествах и фараонах, но и лечили больных в качестве врачей, руково­дили ходом общественных работ как инженеры, влияли на политику. Фараон правил государством с помощью постоянной армии, а также мно­жества чиновников, из которых постепенно создалась родовая аристокра­тия. Он именовался законодателем, верховным главнокомандующим, являл­ся самым богатым землевладельцем, верховным судьей, жрецом, сыном бо­гов. Важной чертой культуры древних египтян было стремление к бес­смертию, следствием которого явилось создание «заупокойного куль­та» — вероучения, согласно которому смерть не означает конец жизни и может быть продлена вечно после воскрешения. Тела умерших баль­замировались и помещались в усыпальницы-пирамиды. Египетские жрецы считали, что любой человек обладает вечной жизненной силой — «ка», т. е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Ранняя из пирамид — фараона Джосера (5 тысяч лет назад). Самая значи­тельная по размерам — пирамида Хеопса. К началу 1 тыс. до н. э. для усыпальниц фараонов стали строиться глубокие тайники, но и они грабились во все периоды древнеегипетской истории. В религиозном культе центральное место занимало обожествление фараона. Он считался подобием солнца — Ра. Осирис — бог смерти и царь подземного мира. Исида — жена и сестра Осириса, покровитель­ница плодородия и материнства, Маат — богиня истины и порядка. Божествами считались некоторые животные, растения, предметы. По­пытку установить единобожие, для централизации власти, предпринял фараон Аменхотеп IV (1419 — 1400 гг. до н. э.) под именем бога Атона, которая не удалась из — за противодействия жречества и старой знати. Иероглифы — рисуночное символическое письмо, которым покры­вались высокие обелиски перед храмами и дворцами, позднее превратилось в слоговое. Перед храмами воздвига­ли сфинксов с головой фараона и телом льва. Самый большой сфинкс высечен из цельной ска­лы у пирамиды Хефрена в первой половине 3 — го тыс. до н. э. Шедевром изобразительного искусства 2 — го тыс. до н. э. является барельеф фараона Тутанхамона с женой в саду, скульптурный портрет жены Аменхотепа ГУ — Нефертити, статуя фараона Аменхотепа III и др. Изобра­зительному искусству Древнего Египта при­сущи плоскостное изображение фигур, ста­тичность, условность. Тела мужчин изобра­жались красно — коричневым, женщин — жел­то -розовым, волосы черным, одежды белым цветом. Искусство имело застывший харак­тер, подавляло монументальностью. Значительными были успехи в астроно­мии, медицине, математике. С конца 2-го — начала 1 — го тыс. до н. э. в египетскую культуру стала проникать культура Крита, Сирии, государств Двуречья, В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в 332 г. до н. э. — греками, которые основали город Александрия, ставший центром культуры гре­ко — восточного мира, В Египте распространилась эллинистическая куль­тура. Город, построенный Дейнократом, имел длинные прямые ули­цы, театр, храмы, парки, сады, бани. Здесь творили выдающиеся уче­ные, поэты, философы, художники, архитекторы. Был построен Алек­сандрийский маяк высотой более 100 метров, собрана крупнейшая биб­лиотека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.