Просмотров: 404

Древние насельники Казахстана

Проблема антропогенеза. Древние, или доисторическая, эпоха на территории Казахстана, так же как и в других регионах мира, связана с проблемой антропогенеза, то есть с процессом историко-эволюционного форми­рования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Проблема происхождения человека является особенно острой для современной науки, она актуализируется как в сфере естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Существует ряд теорий и гипотез о месте и времени происхождения человека, каждая из которых может либо дополнять другие, либо опровергать их. В человеческой цивилизации изначально преобладало теологическое понимание проблемы происхождения человека, которое основывалось на постулате о Боге как творце. Краеугольным камнем религиозных воззрений является теория о божественном происхождении человеческой цивилизации (см. древние книги Талмуд, Библию, Коран). Священные книги говорят о семи днях творения и тем самым утверждают невозможность случайного происхождения мира: за короткий срок Вселенная могла сформироваться только под действием могущественных сил. Как известно, ученые XX века выдвинули теорию «Большого взрыва», положившего начало существую­щему миру. Проблема происхождения человека стала изучаться с материалистичес­ких позиций с XVIII века, когда шведский врач Карл Линней создал единую систему растительного и животного мира, в которой человеку отводилось место рядом с человекоподобными обезьянами, К началу XIX века накоп­ленный материал позволил оформиться антропогенезу как научному на­правлению. В ходе исследований был обнаружен ряд археологических мате­риалов, которые способствовали созданию альтернативной (по отношению к теологической) гипотезы происхождения человека. Большое значение в становлении материалистическо-атеистической теории происхождения че­ловека имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина, который большое зна­чение придавал естественному отбору. Эволюционная теория долгое время являлась наиболее популярной, но, тем не менее, она не дала окончатель­ного ответа на вопрос о происхождении человека. Более того, в этой тео­рии не хватало ключевого звена: она не давала ответа на вопрос о том, как происходит качественный переход к человеческому разуму, к человеческой нравственности. Начиная со второй половины XX века теологи и ученые-материалисты стали все больше прислушиваться друг к другу. Свидетельством этого явля­ются совместные конференции, изучение религиоведения как специального предмета в университетах, признание важности религиозного опыта для че­ловеческой жизни. Сами тексты священных книг, факты, доктрины и проро­чества стали объектом пристального изучения серьезных исследователей. Гипотезы о месте и времени происхождения человека можно разделить на две основные теории. Первая предполагает появление популяции homo sapiens в Африке с дальнейшим ее расселением по остальным континентам. Согласно второй — человек является потомком различных популяций гоми-нид, появившихся в разных точках планеты. Хронологическая дата проис­хождения homo sapiens также трактуется по-разному. Если ранее появление этого вида датировали около 40 тыс. лет назад, то теперь появление человека датируется приблизительно 140-150 тыс. лет назад. Учитывая возможность новых открытий, вопрос о времени происхождении homo sapiens остается актуальным и сегодня. Последние достижения в археологии, лингвистике, теологии и других научных дисциплинах позволяют более широко рассматривать историю че­ловечества, и Казахстана в частности. Так, ряд ученых Запада в 2009 году признали, что лошадь впервые в истории была одомашнена древними жи­телями степной Евразии на территории Казахстана. Доказательством этому служат обнаруженные в 1980 году на территории Северного Казахстана в поселении Ботай артефакты древности. Поселение датируется 4 — 3 тыс. до н.э., что дает основание предполагать, что местное автохтонное население одним из первых приручило лошадей. Общий ход человеческой истории в европейской научной традиции представлялся, как правило, в виде линейного прогресса. История выступа­ла не просто как последовательность событий, происходящих с людьми, но как неуклонное прогрессивное движение к наиболее разумному состоянию общества. Данная схема была в свое время разработана в идеалистических трудах Гегеля, затем она нашла свое отражение в историческом материа­лизме Карла Маркса. Однако реальный исторически?! опыт показывает что человеческая история не только линейна, но и периодична, циклична.

Особенности культуры племен эпохи камня. В науке эпоху камня разделяют на несколько отдельных периодов в зависимости от уровня обра­ботки камня: палеолит, мезолит, неолит и энеолит. Последний период при­нято считать переходным этапом к эпохе бронзы. Палеолит, или древнекаменный век (от греч.palaios — древний и lithos-камень), является первым историческим периодом эпохи камня и охватыва­ет период от около 2,6 млн лет до 10 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь разделяется на ранний (около 2,6 млн-200 тыс. лет назад), который в Казах­стане представлен примитивными культурами по обработке камня; средний (около 200 тыс. до 30 тыс. лет назад); поздний (около 30-10 тыс. лет назад). В современной науке нет однозначной позиции по хронологии эпохи камня, то есть существует несколько хронологических делений этой эпохи. Костных останков палеолитического времени на территории Казахста­на пока не обнаружено. Хронология древних гоминид здесь основана лишь на различных примитивных каменных орудиях. Палеолитические культуры на территории Казахстана представлены находками, зафиксированными на юго-западных склонах хребта Каратау (Южный Казахстан), у поселка Конырдек. На террасе реки Арыстанды были обнаружены несколько заготовок для орудий. Интересны также местонахождения Бориказган и Танирказган, обнаруженные в Таласском районе Жамбылской области. Находки раннего палеолита представлены также на местонахождениях Центрального Казах­стана, в частности на стоянках Обалысай и Жаманбат. Памятники сред­него палеолита обнаружены в Агадырском районе Карагандинской области (стоянка Огиз-тау и стоянка Улькен Ак-мая), а также в Южном Казахстане. Памятником позднего палеолита является стоянка названная в честь Ч.Ч. Валиханова (Южный Казахстан), глубина залегания культурных слоев которой варьировалась от двух до семи метров. Предположительно стоянка была заселена 30 тыс. лет назад. Палеолитические местонахождения обна­ружены в Северном и Северо-Западном Казахстане (Жалпак, Каиндысор, Уркаш), в Северном Нриаральс, Северо-Восточном Казахстане и Семире­чье, единичные находки сделаны в районе Аркалыка и на местонахождении Актас. Большую часть артефактов на названных местонахождениях относят к среднему и позднему палеолиту. В целом на территории Казахстана обна­ружены сотни палеолитических местонахождений, относящихся к памятни­кам с поверхностным залеганием артефактов. На протяжении всего палеолита шло становление человека: люди жили небольшими первобытными общинами, в качестве основного орудия высту­пал обработанный камень, редко использовалась кость, шло изменение чело­века от архантропов до современного типа, сопровождавшееся физиологи­ческими изменениями человека, в частности увеличением объема головного мозга. Основными видами деятельности выступали охоча и собирательства. Рыболовство в это время находилось на зачаточном уровне. Немаловажной в становлении человека являлась возможность поддержания огня, а в даль­нейшем и приготовление пищи на огне.

К позднему палеолиту можно отнести появление первобытного искус­ства, которое представлено в наскальных изображениях и украшениях. В это время также фиксируются зачатки религиозных культов, представленные в своеобразных ритуалах, культах и погребениях. С поздним палеолитом свя­зывают появление тотемизма, фетишизма, анимизма и шаманизма. На протяжении всего палеолита, возможно, шло распространение homo sapiens из Африки на другие континенты, которые вытеснили или ассими­лировали неандертальцев и другие виды, становясь преобладающим видом на всей планете. Дальнейшее развитие человечества неразрывно связано с социальным и техническим прогрессом. За палеолитическим временем следует мезолит, или средний каменный век (от грeч. темам — средний и lithosкамень), который охватывает пери­од около 15 тыс. и 6 тыс. лет назад. Мезолит характеризуется завершени­ем ледникового периода. Основным достижением человека этого времени является изобретение лука и стрел, создание составных орудий, в основе которых лежит микролитическая индустрия и которые были более удобны и долговечны. Со временем завершения мезолита также связывают появление земледелия. К этому же периоду относят большой прогресс в развитии социальных факторов, таких как развитие речи, появление общественных норм и запре­тов, регулирующих первобытные отношения. Предполагается, что древне­му человеку были известны некоторые способы хирургического лечения: удаление зубов, ампутация конечностей, что свидетельствует о накоплении опыта и знаний о мире. Памятников мезолитического времени на террито­рии Казахстана выявлено мало, но известно, что были заселены северные и центральные районы Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.