Просмотров: 2 820

Дипломатическая служба Республики Казахстан

Основные понятия дипломатической службы Республики Казахстан. Внешнеполитический курс государства, как и его политика в целом, определяется и осуществляется его верховной властью. Ос­новные положения этого курса декларируются в программах при­шедших к власти партий, заявлениях высших государственных де­ятелей, в программных документах, утверждаемых верховной влас­тью в соответствии с действующим в стране конституционным по­рядком. К числу таких документов относится Концепция внешней политики Республики Казахстан, представляющая собой систему взглядов, цели, принципы и основные направления внешнеполитической деятель­ности Казахстана. Высший приоритет этой деятель­ности — защита интересов личности, общества и государства. [7, c.31]

Важнейшим условием успешного решения стратегических и тактических задач Казахстана на международной арене является высокопрофессиональная, хорошо организованная дипломатическая служба. Именно такая дипломатическая служба определяет успешность решения внешнеполитических задач, стоя­щих перед Республикой Казахстан. Отсюда задача: обеспечение дальнейшего повышения эффективности и престижа дипломати­ческой службы, профессиональной компетентности всех диплома­тических институтов и их сотрудников. Распределение полномочий между ветвями власти в Республики Казахстан как и в каждом государстве, зависит от конститу­ционного устройства.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан осу­ществляет руководство и определяет основные направления внеш­ней политики РК его Президент. Как глава государства он представляет страну на международном уровне; ведет переговоры; подписывает международные договоры и рати­фикационные грамоты; принимает верительные и отзывные фа-моты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Казахстан в иностранных государствах и международных органи­зациях; принимает меры по охране суверенитета страны, ее неза­висимости и государственной целостности. В случае агрессии против Республики Казахстан или непосредственной угрозы агрессии вводит военное по­ложение на территории страны или в отдельных ее местностях; яв­ляется Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Казахстан. [8, c.50]

Правительство Республики Казахстан призвано осуществлять меры по реализации внешней политики Республики Казахстан. Эти меры обеспечиваются постановлениями и распоряжениями Правительства, участием председателя Правительства, его замести­телей и министров в международных переговорах, в практической реализации достигнутых договоренностей по различным аспектам отношений Казахстана с другими странами.

Специальные функции повседневной деятельности в области осуществления внешнеполитического курса Казахстана возложены на Министерство иностранных дел Республики Казахстан. В его рамках в основном организуется и проходит дипломатическая служба. С точки зрения дипломатической служ­бы основное внимание будет сосредоточено на структуре Минис­терства, его функциях, основных формах и методах деятельности, особенностях функционирования его структур и персонала.

Министерство иностранных дел Республики Казахстан и его статус и задачи

Министерство иностранных дел Республики Казахстан — МИД РК является центральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим государственное управление в об­ласти отношений Республики Казахстан с иностранными государст­вами и международными организациями. Министерство образовано в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, подведомственно Президенту Республики Казахстан, в своей деятельности руководствуется нормами и тре­бованиями Конституции Республики Казахстан, за­конов РК, указов и распоряжений Президента.

В систему МИД РК входят Центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, представительства Республики Казахстан при международных (межгосударственных, межправительственных), а также и подведомственные предприятия, уч­реждения и организации, созданные для обеспечения деятельности министерства. К таким учреждениям относятся и учебные заведе­ния: Институт Дипломатии РК, дающий специальное дипломати­ческое образование на базе уже имеющегося высшего образования и готовящий специалистов-международников, в области международных политических и эко­номических отношений, юриспруденции, политологии, менедж­мента и делового администрирования, журналистики. [7, c.89]

Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Республики Казахстан, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств государственного бюджета и частично из внебюджетных средств.

В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства:

  1. Руководящий состав:
  • Министр — член правительства Республики Казахстан;
  • Первый заместитель министра;
  • Заместители министра. Все они назначаются Президентом Республики Казахстан;
  • Коллегия министерства в составе министра — председателя коллегии, его заместителей по должности, а также утвержда­емых в качестве членов других руководящих работников, ученых и специалистов системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности ми­нистерства и принимает соответствующие решения. Прини­маются они простым большинством голосов в форме поста­новлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра;
  • Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность государственной службы Республики Казахстан, курирует деятельность секретариатов ми­нистра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, кон­троля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Б. Территориальные департаменты, на которые возложена рабо­та по вопросам отношений Республики Казахстан с другими государствами и международными организациями.

Департаменты и управления функционального характера. Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения ад­министративно-хозяйственного характера. Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходи­мые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.

Основные задачи Министерства иностранных дел РК:

  • разработка общей стратегии внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту Республики Казахстан;
  • реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан;
  • координация международных связей субъектов Республики Казахстан;
  • обеспечение дипломатическими средствами защиты сувере­нитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Республики Казахстан на международной арене;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений Республики Казахстан с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
  • координация деятельности и контроль за работой других органов исполнительной власти в целях обес­печения проведения единой политической линии Республики Казахстан с иностранными государствами и междуна­родными организациями. [9, c.66]

Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:

  • разработка проектов международных договоров Республики Казахстан. Подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров. Обес­печение функционирования единой государственной системы ре­гистрации международных договоров РК и постоянного хране­ния их подлинников (заверенных копий, официальных переводов);
  • ведение переговоров с иностранными государствами и меж­дународными организациями. Участие в расширении торгово-эко­номических и финансовых связей, научно-технических, культур­ных и других обменов Республики Казахстан с иностранными го­сударствами и международными организациями;
  • реализация дипломатическими средствами усилий Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобаль­ной и региональной безопасности с учетом ответственности Республики Казахстан как участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия Республики Казахстан в деятельности ООН, Содружества Независимых Государств и других международных организаций, конференций и форумов. Содействие повышению роли Республики Казахстан как члена мирового сообщества в решении гло­бальных и региональных проблем;
  • участие в разработке политики и конкретных мероприятий по обороне и безопасности Республики Казахстан, осуществле­нию конверсии ее оборонной промышленности;
  • участие в подготовке предложений о приведении казахстанского законодательства в соответствие с международными обязатель­ствами Республики Казахстан;
  • участие в разработке основных направлений государствен­ной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; подготовка предложений по совершенствованию законо­дательства Республики Казахстан в области отношений с соотече­ственниками за рубежом, а также внешнеполитическому и между­народно-правовому обеспечению защиты их прав и законных ин­тересов; координация международной деятельности органов исполнительной власти и органов исполнительной власти регионов республики в отношении соотечественников за рубежом; обеспечение функционирования соответствующей Правительст­венной комиссии.
  • организация на территории Республики Казахстан и за ру­бежом консульской работы. Содействие развитию связей и контак­тов с проживающими за рубежом соотечественниками. Осущест­вление своей компетенции в вопросах гражданства;
  • содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Республики Казахстан, социаль­но-экономической, культурной и духовной жизни страны;
  • информирование загранпредставительств по вопросам внеш­ней и внутренней политики Республики Казахстан;
  • осуществление кадрового обеспечения центрального аппара­та, загранпредставительств, представительств министерства и под­ведомственных ему организаций на территории Республики Казахстан; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;
  • содействие функционированию иностранных дипломатичес­ких и консульских представительств на территории Республики Казахстан и осуществление в пределах своей компетенции кон­троля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учрежде­ний и организаций. [7, c.124]

Как видим, одной из важнейших задач Министерства ино­странных дел является разработка и представление Президенту Республики Казахстан и в Правительство страны обобщенной информа­ции, а также предложении по вопросам отношений Республики Казахстан с ино­странными государствами и международными организациями, за­ключения, продления, приостановки или прекращения ее между­народных договоров.

С целью должного научного обоснования такого рода предло­жений министру предоставлено право образовывать научно-кон­сультативные, методические и экспертные советы. Состав таких советов и положения о них утверждаются Министром иностран­ных дел.

Одной из основных функций МИД РК является взаимо­действие с органами государственной власти Республики Казахстан, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Ее цель: обеспечение проведения единой скоординированной внешнеполитической линии Республики Казахстан в отношениях с иностранными государствами и междуна­родными организациями.

На Министерство иностранных дел Республики Казахстан возложен оперативный и стратегический кон­троль за выполнением международных обязательств со стороны органов исполнительной власти. В свою очередь, органам исполни­тельной власти Республики Казахстан предписано информировать МИД РК об осуществляемой ими междуна­родной деятельности, в том числе обо всех официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.

К числу важнейших прав МИД Республики Казахстан относятся:

  • получение от органов государственной власти Республики Казахстан и ее субъектов,  органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их орга­низационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, до­кументов, справочных и иных материалов, необходимых для реше­ния вопросов, входящих в компетенцию министерства, а также передача информации им в установленном порядке;
  • осуществление контроля за соответствием законодательству Республики Казахстан и международно-правовым нормам ее международных до­говоров;
  • внесение на рассмотрение Президента и Правительства Республики Казахстан предложений о разработке проектов законода­тельных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
  • принятие в пределах своей компетенции решений норматив­ного характера, обязательных для исполнения другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, незави­симо от их организационно-правовых норм и ведомственной под­чиненности, при осуществлении ими международных контактов. [10, c.119]

В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» не являются государственными служащими. Они исполняют не адми­нистративно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.

Министр иностранных дел Республики Казахстан имеет за­местителей, назначаемых на должность и освобождаемых от долж­ности Президентом Республики Казахстан, и распределяет обя­занности между ними. Каждый из заместителей министра руково­дит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства. Структура Министерства иностранных дел, помимо его руко­водства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы. Именно эти подраз­деления являются главными элементами организационно-долж­ностной структуры центрального аппарата МИД.

В рамках сложившихся структурных подразделений и на соот­ветствующих государственных должностях организуется прохожде­ние дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, право­вой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реали­зации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции. [7, c.153]

Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что под­линно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая долж­ность начинается с должности атташе, поскольку она соответству­ет первому дипломатическому рангу — атташе. Далее идут долж­ности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На долж­ность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника. В назначении на должность может иметь значение ранг дипло­матического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг — особое звание, которое при­сваивается в соответствии с занимаемой государственной должнос­тью в Министерстве иностранных дел, дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях.

Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, на­пример, первый секретарь I класса может быть назначен, как ис­ключение, на должность советника, а II класса — на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного распи­сания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность — повышение в ранге. Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.

Оперативная работа центрального аппарата МИД Республики Казахстан

Строгие формулировки документов, определяющие статус, функции и структуру Министерства иностранных дел РК, объек­тивно не могут дать исчерпывающей картины повседневной прак­тической деятельности этого ведомства. Никакая, даже самая со­вершенная схема не в состоянии предусмотреть действия, выте­кающие из информации, поступающей из-за рубежа и от внутри­государственных ведомств, не может учесть характер и особеннос­ти инициативных предложений, которые поступают в Центр; не может предугадать результаты многочисленных встреч и бесед, ко­торые изо дня в день приходится проводить министру и другим сотрудникам МИД с представителями иностранных держав. Объем этой работы немал и требует не только времени, но и огромной затраты энергии, не говоря уже о большой ответственности за каждое сказанное слово, за каждый предпринятый шаг.

Работа подразделений центрального аппарата: департаментов, управлений отделов регламентируется Положениями о каждом из них, утверждаемыми министром. В указанных документах опреде­лены основные задачи и функции этих подразделений, пределы рабочего времени, основные права и обязанности их работников.

Информационной работой в МИД в той или иной мере зани­маются все оперативные подразделения, как территориальные, так и функциональные. Основу же оперативной деятельности дипло­матического состава определяет назначение того или иного депар­тамента, задачи, которые перед ним ставятся. Подробно задачи и функции каждого департамента определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Министром. Возьмем территориальные департаменты. Их деятельность ре­гулируется соответствующими положениями, в соответствии с ко­торыми основными для них являются следующие виды работ:

  • сбор, анализ и обобщение официальной документации и ин­формационных материалов по всему комплексу отношений со странами, входящими в ведение департамента. Материалы по этим вопросам распределяются по тематическим досье и в памяти компьютера, образуя,  таким образом, непрерывно пополняющийся банк данных, используемых в оперативной работе департамента;
  • выполнение заданий, предусмотренных планом работы де­партамента: написание справочно-аналитических материалов по отдельным направлениям отношений со странами, входящими в ведение департамента; разработка предложений, направляемых ру­ководству МИД по вопросам, возникающим в практике этих отно­шений; разработка мер по расширению сотрудничества с указан­ными странами;
  • выполнение отдельных поручений руководства МИД. При­мером может быть подготовка материалов для предстоящих меж­дународных встреч и совещаний, разработка позиции казахстанской делегации по отдельным  вопросам  повестки  дня,   составление текстов заявлений и коммюнике и др.;
  • осуществление дипломатической переписки с аккредитован­ными дипломатическими представительствами стран, находящихся в ведении департамента, установление необходимых личных кон­тактов с работниками этих представительств на соответствующих уровнях;
  • подготовка заключений на документы, поступившие из казахстанских посольств, запросов и ответов на запросы, направляемых дипломатической почтой.

В своей основной части работа указанных департаментов со­средоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контак­тов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министер­ства.

Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он прини­мается министром или его заместителем, а в отдельных случаях — директором департамента. В других случаях такие встречи и бесе­ды в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посоль­ства — его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся.

Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике помимо записи содер­жания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы. Что касается переписки с иностранными посольствами, то она ведется путем обмена нотами (преимущественно вербальными и очень редко личными), памятными записками и письмами. В от­дельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Форма личных писем употребляется редко и, как правило, они ка­саются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т.п.).

Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высоко­го государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т.п.). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, ко­торые входят в их компетенцию. От посольств могут поступать также различного рода инициа­тивные предложения: о реакции на те или иные события в стране пребывания, о мерах по развитию отношений с этой страной в по­литическом, экономическом, научном или культурном плане, об обмене визитами государственных деятелей, о консультативных встречах по линии министерств иностранных дел и т.п. Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руко­водству МИД с соответствующим заключением департамента от­носительно целесообразности их реализации.

Примерно в том же плане строится работа департаментов, в функции которых входят отношения Казахстана с международными организациями. К таким департаментам относятся Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС). Своими особенностями отличается деятель­ность Департаментов консульской службы (ДКС), комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования (КВАиП), служба государственного протокола (СГП). [12, c.175]

Работа перечисленных департаментов сопряжена с деятельнос­тью международных организаций, в которых так или иначе прини­мает участие Республика Казахстан. В зависимости от занимае­мой должности работники этих департаментов принимают участие в аналитической работе, готовят предложения к очередным сесси­ям их органов, участвуют в разработке позиций казахстанских делегаций, в оперативной переписке с постоянными представительствами Республики Казахстан.

Что касается других функциональных департаментов, то их де­ятельность определяется характером вопросов, которые они приз­ваны решать. Особая роль Правового департамента, в функции которого входят вопросы международно-правовой сферы, это, в первую очередь, подготовка проектов международных договоров и документов к международным встречам и конференциям, проведе­ние консультаций по вопросам, регулируемым международным правом. В перечень задач Департамента входит также наблюдение за выполнением уже заключенных договоров. Ему может принад­лежать инициатива в прекращении или приостановлении действий ранее заключенных договоров и соглашений.

Департамент консульской службы — важнейшее функциональ­ное структурное подразделение МИДа Республики Казахстан. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генкон­сульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов по­сольств, а также представительств МИД на территории Республики Казахстан, консульских постов в международных аэропор­тах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и по­сольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в кон­сульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно.

Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати. На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации рабо­ты пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятель­ностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Важный вид организационно-аналитической работы выполняет Комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования (КВАиП). В департа­менте изучаются закономерности, тенденции и особенности разви­тия современных международных отношений, что позволяет МИДу находить более эффективные подходы к решению важней­ших международных проблем. Департамент изучает внешнеполи­тические программы иностранных государств, анализирует состоя­ние общественного мнения, поддерживает связи с научно-анали­тическими центрами. Особое положение в структуре Министерства иностранных дел занимает Служба государственного протокола, на который возложено соблюде­ние церемониала встреч и проводов государственных деятелей, де­легаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п. Практическая деятельность Министерства иностранных дел Республики Казахстан за короткий период своего существования показала, что нынешнее внешнеполитическое ведомство РК в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важ­нейшему ведомству исполнительной власти Республики Казахстан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.