В современном мире сегодня многими экспертами и специалистами высшей школы отмечается сложность и противоречивость состояния образования. Это обусловлено прежде всего тем, что, с одной стороны, образование в уходящем столетии стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, огромные достижения которого легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. Однако, с другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются своеобразным кризисом образования. Более того, в последние годы осуществляемый в мире поиск путей преодоления этого кризиса привел к радикальным изменениям в этой сфере и формированию новой образовательной системы.
Как известно, место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, практические навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Данная роль стала особенно возрастать во второй половине XX века, кардинально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства — информационного общества выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.
Качественные изменения в сфере образования прежде всего неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической, экономической и культурной жизни мирового сообщества. Совершенно новые перспективы для преподавателей, учащихся и населения всего человечества в целом открывают современные телекоммуникационные технологии, которые опираются в своей основе на глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты инфосферы.
Это однозначно позволяет утверждать о создании глобальной системы дистанционного образования, позволяющего на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга.
Сегодня становится трудно переоценить влияние, оказанное информатикой, на развитие практически всех отраслей науки. Она не только увеличила возможности получения все более полных и масштабных знаний об объектах изучения, но и обусловила необходимость построения новой философии научных исследований.
Интенсивное использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности принципиально изменили представление о месте, значении и роли информации в современном обществе. Сегодня все более отчетливо проявляет себя новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы, которые становятся одним из самых важных факторов развития постиндустриального мира.
Эффективность научной деятельности в решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической информации. Развитие процессов разделения научного труда привело к резкой интенсификации информационного обмена, превратило научно-информационную деятельность в один из важнейших элементов научной инфраструктуры.
Главной и, разумеется, определяющей тенденцией мирового образования в современном информационном обществе является эволюция знания в основной источник стоимости. Процесс общественного развития наглядно показывает то, что в качестве источника прибыли все чаще становятся знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально меняет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
В постиндустриальной экономике система образования становится приоритетной производственной отраслью. Вследствие этого смена эпох и этапов цивилизации диктует необходимость смены парадигмы образования: на смену поддерживающему образованию должно прийти инновационное образование.
Принципиально новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для потенциальных работников в течение жизни часто, несколько раз менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития. Необходимо заострить внимание на том, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. В условиях тенденции глобального информационного общества, формирования принципиально нового подхода и отношения ко всей системе образования, это становится особенно важно и актуально для современного казахстанского общества.
Кроме того, образование также становится важнейшим фактором преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Поэтапный переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых регионах мира, становится сегодня потенциальной угрозой предельного обострения одной из сложнейших глобальных проблем современности -проблемы преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, в совокупности создают двойной эффект технологического разрыва. При сохранении данной тенденции во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами, возникают вполне серьезные, неадекватные и неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.
Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом — преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. В то же время становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.
В последнее время отчетливо отмечается трансформация, расширение понятия образования в целом. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Как отмечается в докладе Юнеско «Учиться быть», образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.
Еще одной очевидной общемировой тенденцией в области образования является переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей.
Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у категорий учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.
С вышеперечисленными основными тенденциями согласуется параллельно утверждающаяся глобальная концепция непрерывного образования, что вызвано динамичным ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: «Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием».
Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.
В условиях современности имеет место нарастающая тенденция превращения знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования фундаментально подтверждает известный тезис возрастания и взаимовлияния процессов глобализации. Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере.
Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Так, например, если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются. Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют «государством в государстве»), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились. В России общая для большинства стран тенденция к сокращению государственного финансирования системы образования усиливается общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в 1992г. до 3-4% в 1996г. Как мы знаем, эта же тенденция не обошла стороной и нашу страну.
Вследствие этого поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг». Так, в середине 90-х годов общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с размером общего бюджета целого ряда государств. Из этой общей суммы 18 млрд. долларов зарабатывали США, которые проводят целенаправленную работу по «рекрутированию» студентов. Кроме того, усиленно развивается тенденция к интеграции образования. Важной чертой развития образования становится его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы, Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы в настоящее время крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.
В этой связи хотелось бы отметить то, что гигантское внимание будет уделяться информатизации высшего образования, внедрению новых технологий обучения, основу которых составит всеобщая компьютеризация. Получит дальнейшее развитие дистанционная форма обучения. Ввиду этого с текущего года закрыты вечерние отделения в вузах, как экономически невыгодные и не обеспечивающие должного уровня подготовки специалистов, отвечающих требованиям рынка труда.
Исходя из мирового опыта, в наших условиях должны быть решены четыре проблемы: пересмотр взглядов на миссию высшего образования (роль и место в обществе, стратегические цели и задачи); разработка и принятие законодательных актов общегосударственной политики в области высшего образования; работа над созданием новых нормативных актов, обеспечивающих реализацию целей и задач государственной образовательной политики; обеспечение стабильного и многоканального финансирования.
В связи с этим становится очевидным, что вся система знаний о мире, человеке и обществе должна быть кардинальным образом пересмотрена. В известном смысле придется вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, единому мироустройству. Иными словами к фундаментализации образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Нужно привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, вер, культур, технологий. Начать следовало бы с создания универсальной модели гармоничного, мира. Человек должен научно, зримо, материально почувствовать свою взаимосвязь с космосом. Культура народов, экология, информатика, страноведение, религиоведение, математика, физика, биология и другие предметы должны составлять программу знаний универсального человека, причем этот процесс должен быть ускорен.
Возможность успешного преодоления охвативших мир разноплановых и разномасштабных экономических, экологических, культурно-гуманитарных, социальных, национальных и прочих кризисов и конфликтов, по общему убеждению, в значительной степени определяется в настоящее время и в еще большей степени будет определяться прежде всего уровнем образованности и культуры общества. Ведь уже сейчас, к концу XX века, в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Это во многом объясняется тем, что инструментальные возможности мышления современного человека приобрели поистине планетарные масштабы, и в них таятся как небывалые возможности, так и невиданные угрозы. Что возобладает в реальных исторических условиях, во многом зависит от образования, от школ, от университетов.
Необходимость фундаментализации образования обусловлена тем, что развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования приоритет человеческой личности. По современным представлениям, формирование широко образованной личности требует решения ряда взаимосвязанных задач. Во-первых, необходимо гармонизировать отношения человека с природой через знакомство с современной естественнонаучной картиной мира, проблемами биосферы и Вселенной в целом, уяснить место человека в природе и на этой основе решить проблемы экологии и более широко ноосферы. Во-вторых, нужно исходить из того, что человек живет в обществе, и для его гармонической социализации необходимо погружение в существующую культурную среду через освоение истории, права, культурологии, экономики, философии. В-третьих, современный человек живет в условиях насьгщенной информационной среды, и задача системы образования научить его жить в ее потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования. Наконец, в-четвертых, личность должна находиться в согласии сама с собой, что требует определенных знаний в области психологии, физиологии, в сфере литературы и искусства.
Таким образом, необходимость решения как глобальных проблем человечества, так и обеспечения насущных потребностей личности приводит нас к идее фундаментализации образования.
Естественен вопрос; что должно составить основу этой фундаментализации? Очевидно, фундаментальные научные знания. Фундаментальность в науке и фундаментальность в образовании, в этих понятиях есть как общее, так и различное, и соотношение между ними в истории менялось. Впервые отчётливо концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале XIX века, и в ней подразумевалось, что предметом такого образования должны быть те фундаментальные знания, которые именно сегодня открывает наука на своем переднем крае. Более того, предполагалось, что образование должно быть непосредственно встроено в научные исследования. В последующие сто с лишним лет этот идеал образования был реализован в лучших университетах мира. Однако с течением времени разрыв между идеальной моделью и реальностью становится все более ощутимым, Гигантский и всевозрастающий объем знаний привел к необходимости их адекватного структурирования и отображения в учебных дисциплинах, что в итоге превратило фундаментальное образование в самостоятельную и важнейшую область интеллектуальной деятельности человека.
Поэтому, чтобы обеспечить фундаментальность и целостность образования, необходимо предварительно добиться тех же целей в самих фундаментальных науках, поскольку дифференциация наук в XX веке достигла такой степени, что специалисты из разных разделов прежде единой науки часто перестают понимать друг друга. В последнее время, правда, положение начинает меняться, и на первый план выходят интеграционные и междисциплинарные тенденции, но до полного решения этой проблемы еще далеко. Поэтому перед учеными и педагогами сегодня стоит кардинальная задача выявить целостность каждой из фундаментальных наук, затем всего естествознания и всего гуманитарного знания и, наконец, на следующем этапе создать основы целостного фундаментального образования.
Переход к новой образовательной концепции, в основе которой лежит фундаментализация образования, признается всеми вполне назревшим, однако определение путей этого перехода требует обсуждения и осмысления. Речь должна идти о качественно новых целях образования, о новых принципах отбора и систематизации знаний, о создании фундаментальных учебных курсов по каждой из традиционных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и их согласовании друг с другом для достижения нового качества образованности личности и общества.
Одна из важнейших задач этого нового этапа развития образования преодоление исторически возникшего разобщения двух компонентов культуры естественнонаучной и гуманитарной путем их взаимообогащения и поиска оснований ее целостности на новом этапе развития цивилизации. Важнейшим элементом этого процесса должно стать включение цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и, соответственно, цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование.
Особенно сложной ввиду своей новизны является проблема включения в гуманитарное образование элементов естественнонаучных знаний. Разумеется, это не должен быть конгломерат отрывочных и упрощенных сведений из разных естественных наук. Наоборот, это должны быть целостные концептуальные курсы математики и естествознания, ориентированные на формирование элементов рационального мышления и представлений о современной научной картине мира, но при этом и учитывающие особенности менталитета гуманитариев.
Новая образовательная парадигма, по моему мнению, отражает потребности человеческой цивилизации на пороге XXI века. Дальнейшее развитие демократии и рыночных отношений, достижение гармонии личности и общества в согласии с природой возможно только на базе широкого фундаментального и целостного образования, способного реализовать потребность человека в смене сфер деятельности на протяжении всей его жизни. Повышение общего уровня образованности общества, ликвидация односторонности в его психологических установках придаст обществу необходимую стабильность, контактам людей должную толерантность, а каждому человеку истинную свободу мысли и дела.
В новых социальных и экономических условиях новое разрешение получает и противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Узкопрофессиональная подготовка в какой-либо конкретной области должна постепенно уходить из системы образования, переходя в сферу производства и иной профессиональной деятельности.
Важно создать такую систему образования и такую ее структуру, которые способны постоянно улавливать, отслеживать и нести в среду обучающихся новейшие научные знания об этих фундаментальных качествах. Следовательно, речь должна идти не об обеспечении овладения всеми знаниями, ибо в наш век их прирост и обновление приобрели такие быстрые темпы, которые при всем желании не могут позволить человеку их освоить, а об акцентировании внимания на освоении самых существенных, фундаментальных, устойчивых и долгоживущих знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, представленного миром космоса, миром человека и общества, миром человеческой цивилизации и происходящими в них глобальными фундаментальными процессами.
Специфика этой системы образования, очевидно, должна проявляться и в том, что она (образовательная система) должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям.
Из всего этого следует, что важной проблемой конца XX начала XXI века является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
Наконец, обеспечение восприятия современной научной картины мира требует инноваций в самом главном в содержании образования и его структуре. В образовательном процессе должны прежде всего фигурировать такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны отражать фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке, использовать достижения кибернетики, синергетики и других областей знания, возникающих на стыках наук и позволяющих выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.
Первостепенную роль здесь должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям, которые являются теоретической основой широкого развертывания прикладных исследований и разработок. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность, которая когда-то, в XIX веке, была нормой и носила прогрессивный характер, ибо позволяла овладеть основами знаний на уровне сформировавшихся уже к тому времени наук как таковых, но еще стоявших рядом друг с другом и не имевших прочных взаимосвязей и взаимопроникновений, а сегодня становится все большим тормозом на пути формирования целостного научного мировоззрения и овладения основами единой человеческой культуры в ее гуманитарной и естественнонаучной ипостасях.