Просмотров: 175

Человеческий капитал

Человеческий капитал в свете новых парадигм экономической теории. Общество — часть природы. Как в природе, так и в обществе постоянно происходят изменения — то благоприятные, то, наоборот, неприемлемые для жизнедеятельности людей. Человечество на протяжении веков, благодаря своему таланту, творческому труду, неуклонно использовало продукты и силу природы в интересах выживания в суровых условиях самоутверждения и добилось неимоверных успехов в формировании современной цивилизации. Все достижения нынешней эпохи стали возможны в результате последовательной деятельности, неустанного поиска и овладения законами природы и общества. Накопленный веками интеллектуальный потенциал общества на пороге XXI столетия привел к этапу технологического рывка. В индустриально развитых странах мира совершается переход к постиндустриальному, информационному обществу. Итак, в мире идет трансформация к новой экономической системе, облик которой коренным образом должен отличаться от доиндустриальной и индустриальной эпох развития.

Становление нового общества происходит по законам рынка, где действует прежде всего закон конкуренции. Конкурентоспособность на мировом рынке определяет рейтинг того или иного национального государства. Республика Казахстан только с начала 90-х гг. истекшего столетия втянута в мировую рыночную систему как самостоятельное государство. Естественно, молодое государственное образование встретило немалые трудности в результате следующих основных факторов. Во-первых, скоропалительный распад единого государства, вызвавший разрушение сложившейся десятилетиями командной системы хозяйствования. Во-вторых, отсутствие экономической основы рыночных отношений — многообразие форм собственности при доминировании частной ее формы. Последняя всегда была и остается источником личной заинтересованности хозяйствующего субъекта в получении наибольшей прибыли. Транзитная экономика еще длительное время будет преодолевать свое технологическое отставание от рыночно развитых стран.

Конкурентоспособность все более определяется технологией, основанной на научно-техническом прогрессе. В этих условиях на первый план выдвигается человеческий капитал как решающая сила всего социально-экономического прогресса. Трудности казахстанской экономики будут преодолены при условии принятия мер всеми хозяйствующими субъектами по повышению эффективности производства в реальном секторе экономики, уровня жизни населения, затем на этой основе налаживания системы образования, здравоохранения и всей социальной сферы. Социально-экономический прогресс в XXI в., как отмечают многие специалисты, зависит от интеллектуального потенциала страны.

В индустриально развитых странах реализуется концепция непрерывного образования. Практика подтверждает, что чем выше темпы роста затрат на образование, тем выше и темпы роста производительности труда. В 60—70-е гг. затраты на подготовку кадров в большинстве развитых стран увеличились в среднем в 1,5—2 раза по сравнению с темпами роста национального дохода. В целом расходы на образование в ведущих странах капитала в официальном исчислении составляют 6—9% национального дохода. Успешное экономическое развитие любой страны ныне зависит от подбора и воспитания талантливых менеджеров, стимулирования творчества ученых. Так, небольшое государство Израиль вкладывает в образование 11% валового национального продукта и занимает по этому показателю седьмое место в мире.

Теория непрерывного образования предполагает, что необходимо учиться всю жизнь, подготовиться к труду, уметь находить необходимую информацию, совмещать обучение с работой, использовать компьютеры и информационные системы. Во многих странах человек получает узкую специализацию непосредственно на производстве. Например, в США частные корпорации организуют за свой счет собственную сеть курсов и подготовку непосредственно на рабочем месте. Некоторые крупные компании ежегодно в подготовку и переподготовку кадров вкладывают сотни миллионов долларов. По имеющимся данным, подготовкой и переподготовкой занимаются 75% американских корпораций с числом занятых 500 и более человек.

Как отмечалось выше, мировая тенденция показывает доминирующее развитие сферы услуг и сферы информации при снижении доли промышленности относительно других отраслей экономики. Такая же тенденция в постиндустриальном обществе наблюдается и в аграрном секторе: уменьшается удельный вес лиц, занятых непосредственно в сельском хозяйстве, за счет высокой производительности труда на базе новейших технологий, использования достижений науки и техники. Так, в США в сельском хозяйстве занято лишь 3% населения. Таким образом, уже в наступившем XXI в. происходит формирование новой экономической структуры: кризис индустриализма ведет к становлению информационного сектора общественного производства с эффективным применением творческого потенциала человеческого капитала.

Информационный сектор включает в себя образование и науку, конструкторские разработки, микропроцессоры, новые средства труда (промышленные роботы, гибкие автоматизированные системы, системы автоматизированного проектирования, биотехнологии, средства передачи и обработки информации). По имеющимся данным, во Франции в этом секторе занято от 33 до 45% экономически активного населения. В США более 50% валового национального продукта получают из отраслей, связанных с информацией. В этом секторе занято более половины рабочей силы. В информационном секторе особое место отводится электронно-вычислительной технике. По экспертным оценкам, на мировых рынках наиболее конкурентоспособны государства, выпускающие электронную аппаратуру. На основе электронной промышленности происходит становление будущей производственной структуры, где широкое развитие получают собственно электронные изделия с одновременной электронизацией других сфер экономики.

Рыночная экономика страны в современных условиях подвергнута сильному воздействию мировых тенденций, обусловленных нарастанием конкурентных сил со стороны крупных национальных и наднациональных корпораций. В этих условиях возникает ряд новых парадигм в области экономической науки1. Новые парадигмы не полностью отрицают старые, они имеют право на альтернативное существование. Как правило, общество пытается выбрать оптимальный вариант, хотя в самой жизни происходят позитивные и негативные тенденции. Общественное движение идет по поступательной линии либо обратно к пройденному этапу. Так, например, переходя в направлении, по существу, верного пути становления и формирования цивилизованных рыночных отношений, страны постсоветского пространства оказались в орбите стихий рынка, что, безусловно, привело к пройденной стадии экономического развития с тяжелыми социальными последствиями.

Человеческий капитал — широкомасштабное понятие, объединяющее (синтезирующее) все достижения разных наук, знаний, навыков, накопленного опыта и использующее их в социально-экономическом прогрессе. В современных условиях парадигма экономической теории не ограничивается единичными категориями стоимости или потребительной стоимости, а исходит из единства экономического, социального и политического равновесия, выражающего как объективные, так и субъективные стороны хозяйственной деятельности. Под последней имеется в виду возрастающая роль человеческого капитала как решающей силы, обеспечивающей поступательное развитие производительности общественного труда. В современной экономике человек играет многостороннюю роль, порою открывая непредвиденные, непредсказуемые новшества, дающие широкое поле для бурного роста производительных сил общества.

Человеческий капитал формируется и возрастает в результате целенаправленных инвестиций в сферу образования и науки, сохранения здоровья, воспроизводства квалифицированных кадров, заинтересованных обеспечить рост производительности труда и эффективности общественного производства. Особое место в конкурентной рыночной среде играет важнейшая составная часть человеческого капитала — социальный слой предпринимателей, деловых людей, призванных организовать и управлять производством в различных сферах хозяйственной деятельности.
В пролетарской политэкономии предприниматель характеризуется как представитель паразитирующею класса, эксплуатирующий труд наемных работников и присваивающий прибавочную стоимость, т. е. неоплаченный труд рабочего класса. Однако в реальной жизни предприниматель, будучи активным субъектом рыночной экономики, организует ресурсы, объединяет факторы производства и руководит процессом для создания новых товаров и получения прибыли. Предприниматель несет на своих плечах всю ответственность за организацию и управление производством, он постоянно рискует, ибо действует в условиях неопределенности и конкуренции, отвергающей просчеты, ошибки в хозяйственной деятельности. Отсюда следует, что понятие «человеческий капитал» по своему содержанию значительно шире и богаче, чем категория «работник производства», непосредственный созидатель материальных ценностей, оказывающий различные виды услуг.

В индустриально развитых странах, как отмечалось выше, значительно возросла техническая вооруженность труда, что привело к изменению структуры трудозатрат: увеличение доли промышленного труда при падении доли живого труда. Это обстоятельство меняет роль людей в производстве. Внедрение электроники, компьютеров, гибких автоматизированных систем и других новшеств значительно повышает общий научно-технический уровень. Человек не является механическим исполнителем при машине, а становится главным звеном в технологическом процессе, его контролером и регулировщиком. Отсюда возникает потребность в работнике образованном, профессионально компетентном, творчески мыслящем, инициативном, высоконравственном, ответственном в своих действиях и постоянно заботящемся о своем непрерывном обучении и повышении квалификации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.