Просмотров: 9 072

Безработица в Республике Казахстан

Анализ причин безработицы в Республике Казахстан

 Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения любой страны. Поэтому одним из важных аспектов в диагностике и – что, возможно, даже еще важнее в «лечении» безработицы является определение тех групп населения, в которых она наиболее распространена. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах женщины составляют около 65% или почти в два раза больше чем мужчин. Это объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования. По данным Алматинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40%. Но наиболее распространена безработица среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Это часто объясняют тем, что они сразу хотят найти работу «по душе» и считаются безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это объясняется тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности получить его.

В Республике Казахстан основными формами безработицы являются: безработица, связанная со спадом производства, скрытая, фрикционная, сезонная.

При становлении рыночных отношений скрытая начала превращаться в открытую. Сохранилась и скрытая безработица. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, динамика численности безработных в процентном отношении выглядит следующим образом: 2007 год – 7,3 %; 2008 год – 6,6 %; 2009 – 6,6 %; 2010 – 5,8 %. Налицо тенденция к снижению процента безработных [ 9 ].

Рынок труда – это система экономических отношений по поводу купли – продажи рабочей силы как товара. Под воздействием рынка труда неизбежно поднимается престиж высококвалифицированного труда, возрастает цена каждого рабочего места, повышаются требования к работникам и качеству их труда. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных и предприимчивых работников. Рынок не щадит лентяев, слабых и не способных к труду. Он обеспечивает его высокую мобильность, стимулирует предприимчивость и инициативу.

Формирующийся рынок труда в Республике Казахстан отличается от реального рынка труда. Здесь пока отсутствует свободная продажа рабочей силы, ограниченная административными, правовыми и экономическими факторами: по-прежнему существует паспортный режим, отсутствует реальный рынок жилья, тормозящие свободный территориальный перелив рабочей силы.

Рынок труда в Республике Казахстан несбалансирован по демографическим, отраслевым, региональным сферам. В частности, в угольных и горнодобывающих, нефтеперерабатывающих районах преобладает мужской труд и слабо развиты здесь предприятия, где бы наиболее полно был применен женский труд, а от сюда число безработных страны почти две трети составляют женщины.

На рынке действует закон спроса и предложения, который влияет на оплату труда. Здесь встречаются продавцы и покупатели рабочей силы. Продавцами являются работники, предлагающие свою рабочую силу, то есть свою способность к труду. Трудовые коллективы и предприниматели выступают покупателями рабочей силы. Признание рынка труда в нашей стране коренным образом меняет социально-экономическую природу рабочей силы и способ соединения ее со средствами производства. Соединение ее со средствами производства происходит рыночным способом – через куплю-продажу [8, c. 121].

В современной рыночной экономике обязательно должен существовать оптимальный резерв работников, поддерживаться естественная норма безработицы. Ей в равной степени противопоказаны и арифметически «полная занятость» и чрезмерно высокая безработица. В первом случае экономику подстерегает инфляция спроса, низкая эффективность производства, командные способы распределения трудовых ресурсов по отраслям и территориям, стагфляция и другие крупные неприятности. Во втором – явное недоиспользование трудового фактора производства, это не только нарушение социально экономических прав человека, но и негативное давление на государственные финансы, связанное с необходимостью содержания большого количества безработных и т.п. Рынок труда является самым несовершенным видом рынка. Работники, предлагающие свою рабочую силу, как правило, не достаточно информированы о существовании спроса на их труд. Они не всегда знают обо всех свободных местах работы даже в пределах своего города. Еще хуже они знают о наличии рабочих мест в других регионах. В условиях рынка действует экономический закон перемены труда, суть которого проявляется в том, что для того, чтобы улучшить свое экономическое положение, нужно активнее работать, что предполагает необходимость постоянного совершенствования и соответственно сменяемость форм трудовой деятельности в течении всего периода трудовой жизни. Так, например, американцы меняют работу в среднем 7,5 раз. В Японии, где часть рабочих охвачены пожизненным наймом – 2,6 раз. В Западной Европе этот показатель больше, чем в Японии, но меньше чем в США.

В развитых странах рынок, с его изменчивой конъюнктурой, заставляет две трети работников непрерывно учиться. Массовый характер имеют кружки качества, группы обмена опытом, курсы освоения новых технологий и приемов труда. Для регулирования рынка труда и занятости населения в Республике Казахстан действует «Закон о труде Республики Казахстан» от 10 декабря 1999 года и «Закон о занятости населения» от 23 января 2001 года. Согласно «Закону о занятости населения» — безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют право на получение государственной адресной социальной помощи [10].

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой проявляется дифференцированный подход к различным категориям лиц на рынке труда, в частности молодежи. В этих целях разрабатываются и внедряются специальные программы для борьбы с безработицей среди молодежи. В этих программах значительное место занимают меры по созданию для молодежи рабочих мест с участием предпринимателей, которым субсидируются расходы по выплате заработной платы, государство полностью принимает на себя расходы по профессиональной подготовке. 9 октября 1996 года вышло распоряжение Президента Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию государственной молодежной политики», предусматривающее решение этих проблем [8, c. 123].

Можно выделить следующие причины безработицы в Казахстане:

  • чрезмерная опека родителями своих детей. Родители не дают совершеннолетним детям стать самостоятельными, не разрешают работать на полставки (подрабатывать) во время учебы в ВУЗе и т.д;
  • отголоски кризиса 90-х годов прошлого века, когда родители попали под сокращения, им не платили зарплату вовремя, в результате чего они были вынуждены пойти заниматься собственным делом, торговать на рынке. Поэтому они не могут помочь своим детям после окончания учебы найти работу, т.к. сами не работают по специальности;
  • работодатели. Быстро меняющийся мир, высокий темп жизни, технологии, конкуренция, вынуждают работодателей изначально устремляться на оптимизацию персонала, высокую производительность и эффективность, забывая о морально-нравственных обязательствах. Поэтому они не хотят брать на работу людей после 40 лет, женщин (из-за того, что они могут уйти в декрет), а набирают неопытных (в большинстве своем малограмотных) молодых людей, увольняют их без проблем под выдуманной причиной, увольняют людей, которые часто выходят на больничный;
  • последняя основная причина – это же конечно потребность в тех или иных специалистах на рынке труда. У абитуриентов резко изменились ценности с морально-нравственных на материальные. Все хотят ничего не делать и получать за это большие деньги, стать большими начальниками. Поэтому и выбирают, как они считают, престижные специальности, такие как таможенное дело, банковское дело, финансы и кредит, экономика и менеджмент, переводческое дело, юридическое право, но рынок труда давно перенасыщен работниками этой специализации.

Истинные причины массовой (скрытой, неофициальной) безработицы в РК заключаются в следующем: многие ссылаются на образование, на то, что учебные заведения (ВУЗы, колледжи, ПТУ) стали готовить неквалифицированные кадры, в результате чего выпускники не могут найти работу. Но не всё так просто. Можно согласится с тем, что учебные заведения готовят теоретиков, не уделяя внимание практике, но не всё зависит от них. У самих абитуриентов нет осознания, чем они будут заниматься после получения специальности. Существует много учебных заведений, которые выпускают некачественных специалистов – это, в основном, наличие заочной формы обучения, коррупция и т.д. Таким образом, обладание дипломом о высшем образовании не гарантирует, что выпускник найдет работу (хоть какую-нибудь, даже не по специальности).

Анализ занятости и безработицы в Республике Казахстан

Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Агентство РК по статистике совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения — выборочное обследование семей, которое для агентства по статистике проводит Бюро переписей. Выборка охватывает около 50 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население страны. Вопреки распространенному мнению данные по безработице не формируются на основе обращений за пособием по безработице.

По данным агентства Республики Казахстан по статистике во втором квартале 2011 года численность безработного населения (лиц, в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 467,0 тыс. человек. Это по сравнению с аналогичным периодом 2010г. меньше на 36,9 тыс. человек. Уровень безработицы сложился в 5,4% (во втором квартале 2010г.5,8%). Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15-24 лет) на второй квартал 2011 года составил 4,5 % (таблица 2). Таблица 1 – Уровень безработицы по регионам Республики Казахстан за 2010 года и за 2 квартал 2011 года

Регион 2010 2011
Республика Казахстан 5,5 % 5,4 %
Акмолинская 5,7 % 5,5 %
Актюбинская 5,0 % 4,8 %
Алматинская 5,2 % 5,1 %
Атырауская 5,1 % 5,0 %
Западно-Казахстанская 5,4 % 5,3 %
Жамбылская 5,6 % 5,5 %
Карагандинская 5,3 % 5,3 %
Костанайская 5,5 % 5,4 %
Кызылординская 5,7 % 5,5 %
Мангистауская 5,9 % 5,8 %
Южно-Казахстанская 5,7 % 5,7 %
Павлодарская 5,3 % 5,2 %
Северо-Казахстанская 5,7 % 5,5 %
Восточно-Казахстанская 5,4 % 5,2 %
г. Астана 5,0 % 5,8 %
г. Алматы 5,8 % 5,6 %

По данным Агенства Республики Казахстан по статистике анализ уровня безработицы показал, что самый высокий уровень безработицы за 2010 год наблюдался в Мангистауской области – 5,9 %, а самый низкий в Актюбинсой области – 5,0 % и в городе Астане – 5,0%, в среднем по республике он составил 5,5 %. Во втором квартале 2011 года самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Мангистауской области – 5,8 % и в городе Астане – 5,8 %, а в среднем по республике он составил – 5,4 %. Анализ уровня безработицы по регионам показал, что в среднем по республике уровень безработицы снизился на 0,1 % (таблица 1).

Таблица 2 – Основные показатели рынка труда

  тысяч  человек   
    2008 2009 2010
  Экономически активное население 8415,0 8457,9 8610,7
  Занятое население 7857,2 7903,4 8114,2
  Наемные работники 5199,4 5238,8 5409,4
  Самостоятельно занятое 2657,8 2664,6 2704,8
  Безработное население 557,8 554,5 496,5
  Уровень безработицы,% 6,6 6,6 5,8
  Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 7,4 6,7 5,2
  Уровень долгосрочной безработицы, % 2,8 2,5 2,2
  Экономически неактивное население 3416,2 3500,3 3487,7

Анализ показывает, что уровень безработицы с 2008 года по 2010 год сократился на 0,8 %, а занятое население увеличилось на 257 тысяч человек. Доля безработных мужчин во II квартале текущего года составила 42,2%, женщин – 57,8%. Численность безработных женщин сложилась в 269,9 тыс. человек, что на 72,8 тыс. человек  (на 36,9%) больше числа мужчин. Во II квартале  2011 года в общем числе безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) составила 11,5%, или 53,9 тыс. человек. Уровень молодежной безработицы сложился в 4,5%.

Обобщая проведенный анализ, можно выделить следующие особенности современной безработицы в Республике Казахстан:

  • наибольший удельный вес среди безработных занимает молодежь в возрасте 25-29 лет, причем женщин, безработных в этом возрасте, намного больше, чем мужчин;
  • наименьший удельный вес в структуре безработного населения занимают молодежь в возрасте 16-19 лет и люди предпенсионного возраста;
  • самый высокий уровень безработицы в 2010 году наблюдался в Мангистауской области, во втором квартале 2011 года — в г. Астане и Мангистауской области, а самый низкий в 2010 году в Актюбинской области и в г. Астане, во втором квартале 2011 года в Актюбинской области;
  • на сегодняшний день, численность безработного населения, занятого поиском работы в качестве наемных работников немного превышает численность безработного населения, занятого поиском любой работы.

Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по Республике Казахстан за период с 2008 по 2010 года и за 2 квартал 2011 года, определены области, ситуация на рынке труда которых характеризуется самым высоким и низким уровнем безработицы.

Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан

Государство играет регулирующую роль в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики – максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения.

Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы. Задачи программы:

  • осуществление мер, стимулирующих рост уровня занятости населения;
  • содействие занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;
  • информационная поддержка политики занятости населения в регионе.

Основные направления и механизм реализации программы:

1) меры, стимулирующие рост уровня занятости населения. Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики;

2) меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.;

3) организация занятости целевых групп населения; Осуществление мер по содействию занятости целевых групп населения за счет создания социальных рабочих мест, содействия трудоустройству на текущие вакансии, установления квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов, проведения мониторинга занятости целевых групп населения, исполнительной системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда с целью организации обучения лиц, отбывающих наказание и т. д.;

4) поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. Она будет осуществляться за счет создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса, развития частной сферы услуг и гибких форм занятости, национальных промыслов, поддержки трудовой и предпринимательской инициативы лиц, желающих открыть свое дело, направления безработных на обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места;

5) организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей на рынке труда будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;

6) организация и совершенствование общественных работ. В связи с приоритетным развитием общественных работ предполагается расширение и ориентация общественных работ на улучшение санитарно – эпидемиологического состояния населенных пунктов, участие в проведении ремонтов объектов социально – культурного назначения, в проведении общественно значимых мероприятий;

7) меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости. Ими будет продолжена работа по информированию населения и работодателей о ситуации на рынке труда, консультированию лиц, испытывающих трудности в поиске работы, направлению на профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации безработных с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышение качества обучения, включая целевые группы и т. д.;

8) взаимодействие уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости. Интеграция деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда.

В настоящее время правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются программы занятости населения, предусматривающие:

  • меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;
  • меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
  • организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  • поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
  • организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;
  • организацию и совершенствование общественных работ;
  • меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
  • интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
  • совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
  • создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.

Политика занятости была и остается самой действенной социальной политикой. Министерством труда и социальной защиты населения РК было предложено использовать новую модель занятости населения. Ее цель будет заключаться в обеспечении продуктивной занятости населения на основе сочетания высокопроизводительного труда с низким уровнем безработицы.

Основными составными элементами новой модели станут: первое – реальный прогноз потребностей отраслей в специалистах технического и обслуживающего труда с учетом Стратегии индустриально – инновационного развития, в том числе «30 корпоративных лидеров». Острой проблемой, является растущий дефицит квалифицированных рабочих кадров на предприятиях практически всех отраслей промышленности. У этой проблемы несколько аспектов. Во-первых, перепроизводство кадров невостребованных профессий и недостаточные объемы подготовки по требующимся на рынке труда профессиям в системе начального профобразования. Во- вторых, низкий уровень оплаты труда молодых рабочих. В этой связи планируется со следующего года, начать разработку балансов трудовых ресурсов областей и далее выйти на республиканский уровень.

Вторым — будет механизм регулирования распределения трудовых ресурсов. Одной из серьезных проблем является неэффективная занятость населения и низкая мобильность рабочей силы. Третья составляющая часть модели — это механизмы активного включения в рынок имеющихся внутренних резервов трудовых ресурсов. Расчеты показывают, что за счет вовлечения безработных, формализации трудовых отношений самозанятого населения, роста занятости сохранивших трудоспособность инвалидов можно получить дополнительно два миллиона работников. При этом активизация рынка должна основываться на принцип «взаимных обязательств» между гражданами, ищущими работу, и местными исполнительными органами.

Четвертая составляющая часть модели — это механизм государственно-частного партнерства, предполагающий экономическую мотивацию участия работодателей в развитии трудовых ресурсов [12].

В нашей республике ведется активная государственная политика по борьбе с безработицей. В частности на сегодняшний день действует программа «С дипломом – в село», благодаря ее реализации успешно решается проблема дефицита дипломированных специалистов разного профиля в сельской местности. Молодые специалисты после окончания вузов с удовольствием уезжают работать в село. Стимулом для этого служат условия программы: выплата специалистам единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП, социальная поддержка для приобретения жилья (бюджетный кредит сроком на 15 лет со ставкой вознаграждения 0,01% в размере 630 МРП с 1 января 2010 года), повышение не менее чем на 25% должностных окладов специалистам учреждений социальной сферы, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в сельских населенных пунктах.

Кроме этого на сегодняшний день принята программа занятости 2020, реализация которой будет осуществляться по следующим трем направлениям:

  • обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда;
  • содействие развитию предпринимательства на селе;
  • повышение мобильности трудовых ресурсов.

Программу предлагается реализовать в три этапа: 2011 год будет пилотным, это позволит отработать механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы.

Подводя итог можно сказать, что с каждым годом уровень безработицы в нашей стране сокращается, и это видно из проведенного мною анализа. Наша страна долго отходила от кризиса 90-х годов и совсем недавно вышла на новый уровень развития. Но проблема безработицы все еще очень велика. Государство разрабатывает и внедряет различные программы для решения этой проблемы, но оно не может предложить людям ту работу, которая устраивала бы их или же соответствовала уровню их образования. Полностью избавиться от безработицы невозможно, и это не нужно делать. Конкуренция на рынке труда подталкивает, и даже можно сказать, заставляет людей повышать уровень своего образования, свой профессионализм, подниматься по карьерной лестнице, и это делается многими не для повышения своего уровня жизни и социального статуса, а для того, что бы просто «удержаться на плаву».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безработица является макроэкономической проблемой, которая была, есть и будет во все времена. Безработица и уровень занятости являются одними из главных аспектов в экономике государства. Они служат оценивающими факторами для выявления эффективности функционирования и развития рыночных отношений, что на данный период времени для всех государств, и в особенности для Казахстана, является одним из определяющих факторов успешного развития и процветания. Анализируя определения безработицы, можно составить общее понятие. Безработица – как социальное явление, когда экономически активное население не может применять трудоспособные навыки по причине отсутствия условий, необходимых для этого, т.е. не может обеспечить себя работой в силу тех или иных обстоятельств, например таких, как отсутствие работы, отсутствие желания работать, недостаточно информации, знаний, навыков и т.п. Уровень безработицы зависит от множества факторов, которые, взаимодействуя друг с другом, или по отдельности, создают безработицу. Существует множество видов безработицы. Она подразделяется в зависимости от численности, времени, технических данных, вида рабочей деятельности. В Казахстане безработица в основном встречается в виде циклической, фрикционной и структурной.

Причины возникновения безработицы достаточно распространены во многих странах. Определение причин в разное время различные экономические школы характеризовали по-своему, но в большинстве же их мнения сходились. Что касается законодательной базы РК, то наиболее полно освятить данную проблему может закон Республики Казахстан «О занятости населения». В этом законе четко определены понятия, которые необходимы для изучения данной проблемы, определены основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения, государственные гарантии в сфере занятости населения, реализация государственной политики занятости, участие работодателей в обеспечении занятости населения, обязанности работодателей, права частных агентств, обязанности государства в области обеспечения социальной защиты от безработицы, условия регистрации безработных, условия снятия со счета безработных, обязанности зарегистрированных безработных, условия общественных работ, и другие пункты.

Состояние и проблемы рынка труда были рассмотрены мною в главе 2.2. Рассмотрев данные по безработице в Казахстане, можно заметить, что в общем, безработица в данное время сократилась, и находится не на таком высоком уровне, как раньше. Но все же у государства сохраняется уровень безработицы выше естественного. Конечно, это только официальные данные, а существует еще и теневая безработица, уровень которой превышает показатели статистических данных в несколько раз, во сколько точно, к сожалению, никто сказать не может. Тем не менее, даже если судить по официальным источникам, уровень безработицы сокращался с каждым годом, и сейчас он заметно ниже, чем был 3 года назад. Это также отразилось и на теневой безработице, она также сократилась.

Безработица, как макроэкономическое явление, присуща всем государствам. Она была, есть, и всегда будет, будь государство на первом месте по развитию, или на последнем. Полностью избежать ее никогда не получится, тем более, это повлечет за собой другие отрицательные экономические явления. Но контролировать ее вполне возможно, для этого необходимы меры, которые должно регулировать государство. Оно обязано в полной мере обеспечивать людей необходимыми условиями для того, чтобы человек, даже если не выходит в силу различных причин, работать по профессии, хотя бы смог найти работу, чтобы заработать себе на «кусок хлеба», как говорят люди. Конечно, это уже крайности. Но все же хотелось бы отметить, что главной целью экономически развивающегося государства, а в особенности Казахстана, который постепенно выходит на новый уровень развития, является контроль деятельности, которая будет обеспечивать работоспособных людей, в особенности тех, кто действительно хочет и нуждается в работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.