Просмотров: 342

Банковские Реформы в Казахстане

credit-001Реформа в период перехода экономики Республики Казахстан на ры­ночные отношения необходимы принципиально иные перехо­ды к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятий и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой бан­ковской системы — между ее отдельными звеньями, т. е. необ­ходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов. Необходимость проведения реформы банковской системы в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового бан­ка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать проведению рефор­мы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловлен­ная практикой старой системы государственного распределе­ния целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категория проблем состоит в том, что банки унаследовали «некачествен­ные» (просроченные) ссуды и убыточные государственные пред­приятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизне­способных (или убыточных) предприятий. Кроме того, бывшая система не смогла нормально прово­дить платежи и расчеты между предприятиями и организациями. В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложе­ний в экономику Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале — 29,8%. Это произошло, в основном, за счет рефинансирования кредита национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следую­щие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка ком­мерческим банкам к валовому национальному продукту соста­вила 6,7%, а в IV — 17,8%. Такое централизованное админист­ративное распределение кредитных ресурсов через специализи­рованные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособ­ным убыточным государственным предприятиям, вело к обра­зованию плохих, недействующих кредитов, т. е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком цен­трализованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд тенге, из них 5,6 млрд тенге — правительственных, т. е. на их долю приходи­лось 75%, общая сумма возврата по ним равнялась 1.38,5 млн тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована. Вообще недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размеще­нии этих кредитов на субъективной основе часто не учитывает­ся эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресур­сы не всегда распределяются рационально.

77_mainЕще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, — это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые кредитовались централизованно по кре­дитным заявкам. Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использо­вали их, в основном, для выплаты зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную став­ку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка уве­личилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же вре­мя предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопи­лись с улучшением своего финансового состояния и пере­стройкой работы. Таким образом, соединение политики прямого кредитова­ния поддерживаемых государственных предприятий с полити­кой низких процентных ставок привело к неправильному раз­мещению кредитных ресурсов. Прямое кредитование специализированными банками своих предприятий без разбора их ликвидности привело к увеличе­нию просроченных ссуд, в то же время вновь рождающиеся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков. Политика низких процентных ставок не позволяла банкам мобилизовать сбережения в полной мере. Предприятия и насе­ление предпочитают размещать свои сбережения в реальных активах, они наращивают товарные запасы, а граждане покупа­ют недвижимость и товары длительного пользования. Реальные активы — гораздо лучшая защита от инфляции, обесценивания денежных накоплений. Проценты, выплачиваемые банками за вклады, далеко не компенсировали потери от инфляции. Не­хватка кредитных ресурсов из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает банкам кредито­вать эффективные предприятия. Отрицательное влияние на характер распределения кредит­ных ресурсов оказывала практика предоставления государствен­ным предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Суб­сидированными кредитами назывались кредиты, предназна­ченные для компенсаций предприятиям их специфических за­трат, например на социальную защиту населения, а также из­держки, обусловленные традиционной неэффективностью ра­боты предприятий. Они предоставлялись по процентным став­кам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не пога­шались предприятиями. Широко практиковалась выдача льгот­ных кредитов сельскохозяйственным предприятиям и на прове­дение взаимных зачетов в расчетах. В 1992 г. доля льготных кре­дитов Национального банка составила около 70% всех рефи­нансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов падает на сельское хозяй­ство и заготовительные организации. Централизованные кредиты на целевые правительственные программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным ставкам (3,253и65%). Из общей суммы выданных банками кредитов в сумме 7,5 млрд тенге 76% прихо­дилось на их долю, так как после отмены в 1992 г. ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими бан­ками, маржа в размере 3% сохранилась по кредитам, предостав­ляемым банками за счет централизованных кредитных ресур­сов Национального банка. В результате средняя, процентная ставка по предоставленным централизованным кредитам в це­лом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потреби­тельских цен в тот год был определен на уровне 2269,8%.

При проведении массового клиринга долгов предприятий Нацбанк также предоставлял субсидированные льготные кре­диты предприятиям-должникам. В 1992 г. на долю кредитов, выданных на эти цели, падает около 30% всех льготных креди­тов. Основная часть кредитов осталась непогашенной. Хотя вышеназванные кредиты предоставлялись на улучше­ние финансового состояния предприятий, они превратились в инструмент финансирования их убытков. К тому же большое различие между номинальной процентной ставкой по субсидированным и льготным кредитам и уровнем инфляции способ­ствовало финансовым спекуляциям. В общей сумме кредитных вложений значительный удель­ный вес имеет кредит Правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного долга: на 1 января 1992 г. он со­ставлял соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г. — 1,5 и 2%, а в 1993 г. был предоставлен кредит на покрытие бюджет­ного дефицита 877 млн тенге, или 11,8% от всей суммы кредита. В результате структура кредитных вложений значительно ухудшилась, возросла доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального банка из-за низкой процент­ной ставки и потери капитала исчислялись колоссальной суммой.

Начавшийся в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказы­вал и продолжает оказывать пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику в целом. Многие пред­приятия вынуждены были резко снизить производство продук­ции, некоторые — вообще остановить производство. В расчетах применялись бартер, предварительная оплата за товары и услуги.

На 1 января 1991 г. неоплаченные в срок расчетные доку­менты составили 5 млн тенге, на 1 января 1992 г. — 11,2 млн тенге, а на июнь 1992 г. — 384 млн тенге, или 12,3% валового национального продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы по­лученных банковских кредитов. За 1993 г. просроченные плате­жи возросли с 91,5 млн тенге до 5,5 млрд тенге, или в 60 раз. Просроченная задолженность по ссудам банков возросла с 12,6 млн тенге до 1,7 млрд тенге, т. е. в 135 раз.

Такое явление объясняется рядом причин и, в первую оче­редь, неэффективностью системы платежей, а также проблема­ми кредитного рынка. Особенно они проявились, когда Нацио­нальный банк в начале 1992 г. начал ограничивать выдачу кре­дитов предприятиям. Последние не могли получить оплату за отгруженные товары с других предприятий, платежи задержи­вались на полгода и больше. Под угрозой оказались все пред­приятия, как платежеспособные, так и неплатежеспособные.

Проблемы кредитного рынка обнаружились, когда была лик­видирована прежняя система безналичных расчетов и кредитова­ния под расчетные документы. Предприятия отгружали свою продукцию согласно плану и договорам поставок покупателю, не проверяя его платежеспособности. Если у покупателя не было средств на счете, ему автоматически банк предоставлял кредит, риск неплатежа был равен нулю. После отмены этой системы (банк не стал выдавать кредиты предприятиям, если они некредитоспособные) разразился кризис неплатежей; задержки с оплатой или неспособность ряда предприятий произвести оп­лату за товары и услуги вызвали цепную реакцию неплатежей. К тому же задержки платежей были связаны с устаревшим инструментарием и отсталой технической оснащенностью бан­ков (устаревшие сети ЭВМ и их программное обеспечение). Чтобы преодолеть кризис неплатежей между предприятия­ми, Правительство осуществило три мероприятия. Во-первых, рефинансировало задолженность эффективных или жизнеспо­собных предприятий другим предприятиям с целью снизить объем задолженности жизнеспособных предприятий. Нацио­нальный банк предоставил через бывшие специализированные банки кредиты на рефинансирование на сумму 245,6 млн тенге. Во — вторых, Правительство ввело новые платежные инструмен­ты. Государственным предприятиям было поручено использо­вать платежные инструменты, требующие предварительной оп­латы по платежным поручениям или чекам. В — третьих, бывшие союзные республики пришли к соглашению учредить межрес­публиканский расчетный банк. В конце 1992 г. Казахстан и Россия подписали двухстороннее соглашение о взаимном заче­те задолженности предприятий двух стран, которая составляла 80 млн тенге на конец 1992 г. Эти меры не смогли преодолеть кризиса неплатежей, так как ряд важных вопросов остался нерешенным. Не покончено с неэффективностью платежной системы и кредитного рынка, что вызвало взаимную задолженность предприятий, например за­держки с оплатой и отсутствие у предприятий финансовой дис­циплины. Кризис неплатежей повторился в конце 1992 г., тогда Правительство вынуждено было выделить еще 600 млн тенге на погашение задолженности, 800 млн тенге на пополнение обо­ротного капитала государственных предприятий в I квартале 1993 г. по льготной процентной ставке (25% годовых). В связи с введением в ноябре 1993г. национальной валюты на Национальный банк легла полная ответственность за функ­ционирование денежно — кредитной сферы, введение классичес­ких принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков. С момента введения национальной валюты, вплоть до 1995 г., Национальный банк, не имевший традиций и опыта в части выполнения функций Центрального банка, разработки и при­нятия нормативных документов, регламентирующих деятельностъ системы, нарабатывал опыт проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Этот период был также перио­дом адаптации национальной валюты к действию инструмен­тов денежной кредитной политики и факторов, обусловленных политикой либерализации цен. Одновременно разрабатывалась первая Программа реформирования банковской системы в Ка­захстане на 1995 г., которая была утверждена Указом Президен­та Республики Казахстан 15 февраля 1995 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.