Просмотров: 196

Аспекты превенции суицидального поведения подростков

Превенция от лат. praeventio, означает «опережение», «предупреждение», в специальной литературе это понятие включает также «предупредительные действия». Именно такое толкование наиболее точно определяет суть школьной работы по предупреждению суицидов среди подростков и учащейся молодежи. Проблема предупреждения самоубийств школьников относится к числу тех, актуальность которых резко возросла в последнее время, характеризующееся социокультурными потрясениями, экономической нестабильностью, миграционными процессами и возросшим потоком информации, в котором подросткам сложно разобраться и оценить получаемую информацию самого разного, порой антисоциального, деструктивного характера. В Казахстане резко увеличилось количество суицидов в целом и подростковых в частности- Казахстанские показатели уровня суицида (количество суицидентов на 100000 жителей в год) в несколько раз превышают среднемировые, что удерживает Казахстан в непочетной первой пятерке лидеров [1, 2].
В Казахстане в период с 2005 по 2007 год было зарегистрировано 1364 попытки самоубийства несовершеннолетних, из них 887 попыток закончились смертью. Статистика свидетельствует: 2005 год — 261 смертельный случай (391 попытка), 2006 год — 274 смерти (379 попыток), в 2007-м году — 352 (594 попытки) [2].
В Костанайской области в 2009 году было зафиксировано 28 попыток суицида среди школьников, из них 15 закончились смертью. В 2010 году все 15 попыток закончились смертью. За январь 2011 года было зафиксировано 3 попытки, из них 2 завершенные, в то время как за январь 2010 года была зафиксирована только 1 попытка.
Суицидальное поведение в различные исторические эпохи являлось предметом изучения философов (Сенека, М. Монтень, И. Кант, Д. Юм, А. Камю, А. Шопенгауэр, К. Яс-перс, Н.А. Бердяев, Б .Г. Юдин); социологов (Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс, Я.И. Гилинс-кий); юристов (А.Ф. Кони); врачей (Ч. Ламб-розо, М. Ферри, Н.И. Козлов, А.Д. Никитин); психиатров (Ж.-Э. Эскироль, А.Г. Амбрумова, АР. Ратинов, Е.Г. Трайнина, СВ. Бородин, Е.М. Вроно, А-Е. Личко); наиболее глубоко -психологов (3. Фрейд, К. Меннингер, Э. Шнейдман, В. Франки, Н.В. Конончук, М.В. Горская, Е.В. Змановская).
В педагогике проблема превенции суицидального поведения рассматривалась в работах И.А. Галеева, ПИ Юнацкевича, Ю.Н. Дюндика, Н.М. Кий, М.И. Рожкова, Н.Ю. Кос-тюниной, А.А. Арламова.
П сихологически е аспекты превенции суицидального поведения школьников рассмотрены Э. Гроллманом, В.М. Бирюковым, Г.В. Старшенбаум, А.Г\ Абрумовой. В то же время собственно педагогических исследований превенции суицидального поведения школьников недостаточно.
Результаты исследований, опубликованные в различных источниках, свидетельствуют о том, что предупредить суицидальный поступок, который наиболее вероятен в кризисных ситуациях, можно посредством своевременного распознавания и коррекции суицидогенных факторов, формированием и развитием «антисуицидальных» психологических особенностей личности, воспитанием личности, способной противостоять суицидогенным факторам.
Анализ состояния работы по превенции суицидов в школе выявил ряд недостатков: во-первых, низкая эффективность работы связана с низкой готовностью педагогов акцентировать внимание школьников непосредственно на проблеме суицида, во-вторых, отсутствие комплексного подхода к превенции суицидального поведения школьников, в-третьих, слабая методическая вооруженность учителей, осуществляющих превенцию суицидов. Мы предлагаем рассматривать вопрос превенции суицида в комплексе с нравственным, гражданским и экологическим воспитанием.
В рамках нравственного воспитания мы разработали содержание практического занятия со школьниками по превенции суицидального поведения учащихся 8-х классов, дополняемое в ходе занятия видеоматериалами.
Поведение бывает двух видов — конструктивное и деструктивное- Конструктивное поведение можно понимать как созидающее (конструировать — создавать новое), создающее что-то новое, например нарисовать рисунок, сочинить стихи.
Кроме конструктивного поведения существует еще и деструктивное, разрушающее. В минуты гнева человек стремится разрушать, например, если ученик зол и сорвал раздражение на своем лучшем друге, он может разрушить дружбу.
Подросток живет в трех социумах: первый и самый важный — это семья, родные люди, которые окружают его с самого рождения. Второй социум — это школа, где подросток получает знания, общается, знакомится с новыми людьми. И третий социум, третий слой окружения — это друзья. Друзья для подростка очень много значат, ведь с другом можно поделиться секретом, он тебя всегда понимает. На характер общения школьника влияет и то, как он ведет себя, когда агрессивен. Если он «открытый», то он может расплакаться, устроить истерику, даже подраться, но он выплеснет из себя весь негатив. «Закрытые» ученики, которые копят весь негатив в себе. Когда уровень негатива достигает определенной точки, человек начинает избавляться от него. Но ведь он «закрытый», тогда как он может избавиться от негатива? Только уничтожив хранилище этого негатива, то есть себя. Саморазрушающее поведение бывает разным: пищевая зависимость (человек в состоянии стресса начинать есть очень много, набирает лишний вес, что ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы), химическая зависимость (наркомания, токсикомания, алкоголизм), фанатичное поведение (человек полностью отдается какому-либо увлечению), суицидальное поведение (человек добровольно уходит из жизни), аутистическое поведение (человек уходит в себя, замыкается), легитимное поведение (человек ведет себя как жертва, что провоцирует потенциальных преступников), занятия экстремальными видами спорта. Такому подростку могут помочь семья и друзья. Школьникам необходимо объяснить, что нужно быть внимательнее друг к другу, ведь не каждый попросит помощи, когда нуждается в ней.
Поскольку главной нашей главной целью является превенция суицидального поведения, мы используем видеоролик, посвященный непосредственно профилактике суицида. Школьникам необходимо сообщить, что, по мнению западных исследователей, от смерти одного человека страдают, как минимум, 5 человек. У нас эта цифра выше в несколько раз, ведь у нас большие дружные семьи, теплые отношения связывают нас с друзьями и соседями. Для завершения занятия мы используем видеоролик, в котором раскрывается красота жизни, идет ее утверждение. У учащихся должен формироваться позитивный настрой.
Таким образом, исследуя данную проблему, мы пришли к выводу, что в современной школе работа по превенции суицидального поведения подростков требует развития по следующим направлениям: совершенствование методической базы, реализация комплексного подхода к профилактике суицидов, подготовка педагогов к ведению превенции суицидов, установление связи с родителями учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.