Просмотров: 177

Антимонопольная политика в постсоциалистических странах

При проведении антимонопольной политики в постсоциалистических странах следует иметь в виду, что структура производства в большинстве из них специфична. Это объясняется тем, что для командной экономики была характерна высокая степень монополизации. Поэтому конкурентная политика должна учитывать особенности экономической структуры этих стран. Часто в качестве особенности структуры производства социалистических стран называется гигантизм, высокая степень концентрации работников на сверхбольших предприятиях. Считалось, что, например, в СССР степень концентрации производства и обусловленная ею монополизация гораздо выше, чем в любой другой стране (монополистами считаются предприятия, вьшускающие более 35 % продукции в отрасли). На самом деле структура занятости в постсоциалистических государствах отличается от распределения работников по размеру фирм в странах Западной Европы, но достаточно близка структуре занятости в США. Главная особенность бывших социалистических стран — не гигантомания, а почти полное отсутствие мелких предприятий (с количеством занятых менее 50 человек). А именно такие предприятия составляют основу конкуренции в рыночных странах.
Большинство монополий в постсоветских странах по сути являлись монополиями на мелких, локальных рынках и не отличались гигантскими размерами. То, что их позиции на этих рынках являлись доминирующими, можно объяснить неразвитостью инфраструктуры рынка, что явилось препятствием для конкуренции производителей. Решение этой проблемы должно осуществляться не столько в рамках собственно антимонопольной политики и контроля за деятельностью предприятий-монополистов, сколько мерами поощрения конкуренции, инвестициями в транспортную инфраструктуру, созданием эффективного рынка капиталов для организации новых предприятий, отменой административных ограничений на свободное движение товаров между регионами.
Например, опыт стран Восточной Европы показывает, что успешная приватизация розничной и оптовой торговли оказалась более эффективным инструментом развития конкуренции, чем структурные мероприятия по реорганизации крупных предприятий.
Кроме всего прочего, монополизм укоренился в сложившейся годами хозяйственной практике. Это исключительные права, произвол сильного, сращивание хозяйственных субъектов и государственного аппарата. Все это воспринималось как нормальное явление. Поэтому для стран с переходной экономикой важным этапом. в реализации эффективной политики стимулирования конкуренции являлось применение чисто пропагандистских усилий по разъяснению прав экономическим субъектам (производителям и потребителям), «показательные» случаи защиты мелких производителей и потребителей от произвола монополистов. Основу этих действий составляло антимонопольное законодательство.
Развитые страны (Великобритания, Германия, США) играли значительную роль в разработке и принятии законов о конкуренции, подготовке соответствующих кадров, начальном содействии антимонопольным органам в странах Центральной и Восточной Европы, в России, Украине, Казахстане, в странах Балтии. В этих странах еще на начальном, этапе перехода к рынку были приняты антимонопольные законы, которые в целом следуют западноевропейским моделям. В Казахстане в рамках антимонопольного законодательства были приняты Закон РК «О естественных монополиях», Закон РК «О недобросовестной конкуренции». В период рыночных преобразований важнейшая задача государства -поощрение развития конкуренции среди производителей. Это создает возможности для дальнейшего увеличения производства, эффективных инвестиций, обеспечивает защиту потребителей от возможных злоупотреблений предприятий-монополистов, недобросовестной конкуренции. Для постсоциалистических стран в рамках антимонопольной политики для развития конкуренции особенно актуальны меры, ведущие к либерализации рынка: снижение таможенных пошлин, отмена импортных квот, облегчение процедуры лицензирования деятельности, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, государственная поддержка импортозамещающих и экспортных отраслей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.