Просмотров: 2 599

Анализ состояния туристской отрасли в Казахстане

Правительство в долгосрочной программе развития Казахстана определило туристскую отрасль приоритетной. Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами. Принимая во внимание быстрый и постоянный рост туризма, его мощное воздействие на окружающую среда на все сектора экономики и благосостояние общества.
Туризм в Республике Казахстан является приоритетным направлением. Основной целью развития туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международоого сотрудничества в области туризма. Учитывая, что Казахстан обладает уникальным природным потенциалом, у страны есть все возможности для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, экологического, экстремального, делового, оздоровительного и другие. Как отмечают международные эксперты в области туризма, состояние развития туристской отрасли в Казахстане за последние годы характеризуется его поступательным и ded3515271b1409bf57cad46e3094768_XLустойчивым развитием. Уже в ближайшие годы наша страна имеет возможность стать одной из крупнейших экономии путешествий и туризма. За рубежом Казахстан начинают рассматривать как одну из наиболее стабильных стран с уникальными туристскими возможностями. Кроме того, все те же иностранные эксперты полагают, что этому будут способствовать такие плюсы республики на мировом туристском рынке как гостеприимство и доброжелательность казахстанцев, природные достопримечательности страны, ее история и богатство культурного и этнического разнообразия, а также туристская инфраструктура. Президентом Казахстана туризм определен одним из важнейших кластеров развития не сырьевого сектора экономики. Перед республикой поставлена ответственная задача: в ближайшем будущем войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Важно сегодня понять — казахстанский туристский комплекс способен стать мощным рычагом общего ускорения темпов роста и модернизации экономики республики.
Реализация принятых мер по развитию туристской сферы позволила улучшить динамику развития отрасли. Экономическое влияние туризма на экономику страны проявляется через показатели денежных потоков, направленных из страны и в страну, которые генерируются туристским экспортом и импортом. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи билетов на отечественный транспорт и другие услуга в стране пребывания. Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным. Рассмотрим динамику количества обслуженных туристов по видам туризма в 2008-2012 годах (таблица 1).

gggd

Из данных, приведенных в таблице, видно, что количество въехавших в страну иностранных туристов в 2012 году уменьшилось на 7697 по сравнению с 2008 годом. Также в рассматриваемый период, произошло увеличение объема выездного туризма. Так, в 2012 году по сравнению с 2008 увеличение составило 127038 человек, что в процентном содержании составляет 33%. В тенденции показателей объема внутреннего туризма можем наблюдать незначительный рост: так в 2012 году по сравнению с 2008 годом число внутренних туристов увеличилось на 11411 человек. Выездной туризм пользуется наибольшей популярностью в Казахстане и в 2012 году составил 64%, тогда как въездной туризм составил всего 5%. Процент внутреннего туризма — 31. Согласно таблице 2, на конец 2012 года в республике действовало 598 объектов размещения, тогда как в 2009-м год/ их было 562, а в 2008 году — всего 528. В 2012 году 1252 отечественные турфирмы обслужили 604699 человек по сравнению с 2011, где количество обслуженных посетителей составляет 601521 человек. Общий объем оказанных работ и услуг в 2012 году составил 17674698 тыс. тенге.
Следовательно, анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод о том, что в 2008-2012 годах в развитии туристской отрасли Казахстана наблюдается стабильный рост, что благоприятно сказывается на развитии деятельности туристских предприятий. Новый импульс развитию туристской индустрии придало признание туристской отрасли в качестве одного из приоритетных секторов экономики в числе семи кластерных инициатив. В рамках развития туристского кластера в республике были выделены приоритетные направления развития туризма, такие, как деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный вида туризма. Благоприятные тенденции в отечественной экономике, а также государственная поддержка отрасли, связанная с реализацией программы кластерного развития, позволяют предположить, что тенденция роста общего количества туристов сохранится.
Общий объем оказанных услуг в сфере туризма по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 17,2% и составил порадо 14 млрд. тенге. В соответствии с данными, представленными на рисунке 2 можно сделать выводы относительно поступательной и устойчивой тенденции увеличения объема выполненных работ и оказанных туристских услуг в Республике Казахстан за период с 2006 по 2012 годы. Данные, приведенные на рисунке 2, свидетельствуют о положительной динамике объемов выполненных работ и услуг в туристкой отрасли республики. Так, за 2006 год объем выполненных работ составлял 3861401,3 тысяч тенге, в 2007 году тот же показатель изменился в сторону увеличения и составил 13384704,4 тыс. тенге, в 2008 году наблюдался рост в пределах 15439066,0 тысяч тенге, в 2009 году небольшой спад™ 11424444,0 тыс. тенге, а в 2010 году составил 14730718,2 тыс. тенге и происходит дальнейшее увеличение, так в 2012 год/ объем выполненных работ уже составил 17674698 тыс. тенге. Таким образом, если сопоставить показатели туристской индустрии за 2012 и предыдущие годы, то налицо положительная динамика. Туристическая отрасль развивается, и цифры — тому свидетельство. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, количество и стоимость проданных путевок в Казахстане увеличивается с каждым годом. Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены туристскими фирмами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. На рисунке 4 представлены данные о количестве туристских фирм и индивидуальных предпринимателей Казахстана. Для рынка рекреационных и туристических услуг характерно наличие множества небольших и мелких фирм, специализирующихся на непосредственной поставке разнообразных услуг туристам и отдыхающим, либо занимающихся посреднической деятельностью по организации туров между их потребителями и поставщиками [3].
viza-v-kazakhstanДо сих пор внутренний туризм Казахстана, потенциал которого, по оценкам многах экспертов, чрезвычайно велик, демонстрирует крайне низкие темпы развития. Доля туризма в ВВП страны составляет около 1,7%, что значительно ниже показателей других стран. Основными сдерживающими факторами для функционирования внутреннего и въездного туризма являются: Привлечение инвестиций в туристскую отрасль. Реализация туристских инвестпроектов в каждом регионе страны должен содействовать достижению цели по обеспечению вхождения Казахстана в когорту наиболее популярных туристских центров мира через создание конкурентоспособной индустрии туризма на базе тесно взаимодействующих региональных туристских кластеров. Из анализа проблем привлечения инвестиций в туристскую отрасль, можно отметить следующие проблемы:
— недостаточный РК инвестиционного туристского потенциала регионов за рубежом;
— недоработанность бизнес-проектов;
— неразвитая инфраструктура мест пригодных для туризма (транспортное сообщение, коммунальные подводки и др.);
— слабая заинтересованность казахстанских инвесторов во вложении инвестиций в туристскую отрасль.
На сегодня в Мангистауской, Алматинской, Акмолинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях наиболее активно проводится работа по привлечению инвестиций в туризм. Вместе с тем, в Костанайской, Павлодарской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях не уделяется должное внимание формированию инвестиционной базы, хотя регионы обладают богатым туристско-рекре-ационным потенциалом.
Недостаточное развитие туристской инфраструктуры. На сегодня развитие туристской инфраструктуры в республике является одной из основных проблем остающихся нерешенными, но являющиеся базовыми для развития отрасли туризма. Создание придорожной инфраструктуры в регионах вдоль международного транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай». В соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010-2014 годы, местным исполнительным органам 5-ти областей (Алматинская, Актюбинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Кызы-лординская) необходимо провести работу по созданию туристского кластера вдоль транспортного коридора со строительством объектов придорожной инфраструктуры 3-х категорий. Строительство туристских центров, комплексов. В рамках задач по формированию новых направлений обеспечения роста экономики и осуществлению широкомасштабной государственной поддержки развития туризма важное значение придается дальнейшей реализации «прорывных» проектов: туристско-развлека-тельного комплекса в границах СЭЗ «Бурабай» Акмолинской области; международного туристского центра «Жана-Иле» на побережье Капшагайского водохранилища Алматинской области; международного курорта «Кендерли» в Мангистауской области [4].
Слабое развитие гостиниц туристского класса, повышение качества гостиничного сервиса. Несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция ее роста в основном, места размещения расположены в городах и крупных населенных пунктах, а материальная база многих объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Вместе с тем, необходимо отметить недостаточное развитие в республике гостиниц уровня 1,2 и 3 звезды и туристского класса, что важно для развития внутреннего и въездного туризма.
Неразвитость транспортной инфраструктуры. Увеличение иностранного туристского потока во многом зависит от качества и объемов международных транспортных услуг. Необходимо принять меры по обновлению всех видов транспортного парка, расширению географии пассажирских перевозок, повышению качества предоставляемых услуг на всех видах транспорта, развитию придорожной инфраструктуры, решению вопросов о строительстве или приобретению пассажирского лайнера для организации морских круизов по Каспийскому морю. Одним из основных факторов, влияющих на развитие въездного и внутреннего туризма являются пассажирские авиаперевозки. Для увеличения притока туристов в Казахстан чрезвычайно важным вопросом является развитие и усиление трансграничных авиаперевозок. В настоящее время казахстанский перевозчик (АО «Эйр-Астана») выполняет полеты в 4 страны, находящиеся в Еврозоне (Германия, Англия, Нидерланды, Турция). Наряду с этим, 9 авиакомпаний дальнего зарубежья (КЛМ, Бритиш Медитераннеан, Люфтганза, Эйр Балтик, Австрийские и Турецкие авиалинии, Международные авиалинии Украины, Аэро Свифт) из 8 стран выполняют регулярные полеты в Казахстан.
Популярным средством передвижения у основной части населения республики является железнодорожный транспорт из-за более доступных цен на билеты. В последние годы в туристских целях активно используется автотранспорт. Недостаточный объём финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма. Несмотря на признание туризма приоритетной отраслью экономики, одним из факторов сдерживающих развитие туристской индустрии в регионах остается недостаточное внимание со стороны местных, исполнительных органов к развитию туристской отрасли и осуществление государственной поддержки развитию рынка туристских услуг не в полной мере. Анализ показывает недостаточный уровень финансирования в регионах и отсутствие его роста — на протяжении ряда лет он остается на прежнем уровне. Выделяемых средств крайне недостаточно для обеспечения государственной поддержки мер по развитию туристской отрасли. К примеру, в городе Астана, Алматинской области, а также в г.Алматы в 2011 году бюджет составил соответственно 53,7 млн. тенге; 27,7 млн. тенге и 19,5 млн. тенге, а в 2012 году соответственно 54,3 млн. тенге; 29,8 млн. тенге и 19,5 млн. тенге. В то время как в Атырауской, Кызылорди некой и Северо-Казахстанской областях в 2010 году бюджет на развитие туризма составил соответственно 2,8 млн. тенге, 3,1 млн. тенге и 3,9 млн. тенге и в 2011 году соответственно 2,8 млн. тенге; 3,3 млн. тенге и 4,2 млн. тенге. Низкое качество предоставляемых услуг. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие туризма в республике, является недостаточное количество специализированных кадров в области туризма, так как планирование людских ресурсов имеет особое значение в туризме «-деятельности, связанной с обслуживанием, и успех которой в значительной степени зависит от качества подготовки кадров, работающих в этой отрасли.
Несмотря на развитие инфраструктуры туризма, уровень качества обслуживания на многих туристских объектах остается низким. Это связано с тем, что необходима реализация мер по совершенствованию системы подготовки кадров для туристской отрасли. Продвижение казахстанского туристского продукта. В целях продвижения страны на мировой туристский рынок необходимо дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристского имиджа страны. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособного туристского рынка является эффективная рекламная кампания по продвижению отечественного туристского продукта, позволяющая сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики страны. Из-за неосведомленности о туристских возможностях Казахстана туристско-активного населения во многах странах, республика ежегодно теряет потенциальных туристов и, следовательно, поступления в бюджет от туристской деятельности. Принятие комплекса мер по развитию индустрии сувенирной продукции. Развитие экологического туризма. Одаим из приоритетных направлений является также развитие экологического туризма. Природный потенциал страны представляет огромные возможности для развития экологического туризма, так как обладает большим природно-климатическим разнообразием, уникальностью, привлекательностью ландшафтов.
Экотуризм ориентирован на увеличение туристских потоков на природные территории, он позволяет сохранить природ/, что соответственно не требует реализации инвестиционных проектов, способных оказывать негативное влияние на окружающую сред. На территории Казахстана действует 118 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в т.ч. 10 государственных национальных парков, в которых допускается регулируемое туристское использование, направленное на развитие экотуризма. Развитие детско-юношеского и активных видов туризма. Одним из важных вопросов является развитие детско-юношеского туризма в стране, который способствует воспитанию у молодежи чувства гражданственности и патриотизма, практическому познанию родного края, а также стимулированию здорового образа жизни, разумного досуга у детей и молодежи. Взаимодействие с государственными и местными исполнительными органами. Вышеназванные негативные явления в туристской отрасли существовали и раньше, однако кризис их усугубил. По мнению экспертов, он же должен дать возможность вывести туристскую отрасль на качественно новый уровень, если удастся изменить подходы к развитию туризма в Казахстане. В соответствии с проведенным анализом развития туризма в Казахстане на современном этапе можно сделать такой вывод, что туристская отрасль в нашей стране еще должна пройти немало этапов прежде чем стать одной из ведущих отраслей экономики Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.