Просмотров: 867

Абай (гениальный философ)

1425В мировую культуру каждый народ вносит неповторимое содержание своей собственной культуры, что обогащает культуру всего человечества. В этом плане казахский народ несомненно внес свой вклад в мировую духовную культуру. Достаточно назвать имена: аль-Фараби, Ахмед Яссави, Бухар-жырау, Шортанбай, Ч. Валиханов. И. Алтынсарин, Абай, Шакарим Кудайбердыев, А. Байтурсынов, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, М. Жумабаев, М. Ауэзов и др. В ряду этих великих людей Абай занимает особое место, ибо он является гением, поднявшим духовную культуру и мышление своего народа на новую ступень, открывшим новое духовное пространство, разра­ботавшим новые образцы художественного освоения действительности. Великий немецкий философ Кант писал: гений поднимает свой народ и человечество на новую ступень, дает новое направление в худо­жественной культуре. Следовательно, гений создает не только талантливые произведения искусства, но творит высокие образцы, задает новые параметры художест­венной культуры. Творения Абая коренным образом отличаются от всего того, что было создано в нашей традиционной культуре. Он обосновал новое мышление, новое мировоззрение, выработал новые этические и эстетические ценности, доказывал необходимость нового принципа жизни, бытия и новых идеалов. С позиции новых идей и мировоззренческих принципов он подверг резкой и универсальной критике жизнь, ценности, идеалы, мировосприятие своих современников. В его произведениях объектом критики прежде всего выступают казах, современное ему казахское общество, хотя это обстоятельство является свое­образной и особой формой, через которую он поднимает общечеловеческие, проблемы, коренные вопросы человечества, идеи добра и красоты, и т.п. Абай особое внимание обращал на такие фундаментальные понятия, как принцип просвещения, принцип развития, принцип прогресса и ци­вилизованного существования и т.п. В традиционной казахской культуре выдающиеся ее деятели и до Абая говорили о высокой роли разума, знания, науки и т.п. В отличие от них Абай рассмат­ривает идею просвещения, разума, знания не только как важнейшее свойство человека, а как фундаментальный принцип человеческого бытия, который пронизывает и Обусловливает все стороны человеческой жизни. В понимании Абая, знание, наука — это начала, от которых зависят все другие стороны человеческой духовности. Мыслитель постоянно настаивал на том, что знание, наука являются истинным условием развития, формирования человека, личности. По мнению Абая, цель и смысл человеческого сущест­вования реально может быть достигнута только тогда, когда человек постигает знание, науку, поднимается на вершину научного творчества. Абай также придавал важное значение принципу развития природных и социальных явлений. В традиционной казахской культуре казахи имели представление о непостоянности жизни, о старении человека, о смерти, о перемене человеческой судьбы и т.п. В сознании господствующее положение занимала идея верности словам, принципам жизни предков, в обществе приоритетной идеей являлась идея постоянства и круговорота жизни. В противоположность этим традиционным идеям Абай всесторонне развивал идею изменения и развития. Мир находится, полагал мыслитель, в постоянном изменении, в непрерывной смене одного явления другим. В этом отношении интересны следующие его слова:

Время — пряди тумана вдоль гребней гор,

 Ты с надеждой глядишь в туманный простор,

Ты следишь за потоком безликих дней,

Вечной сменою их утомляя взор.

Дни — один в один, словно серая мгла,

 Пролетят-улетят, расправив крыла,

 Притаился меж них твой последний день,

Но узнать его в силах только Аллах.

Абай не только критиковал традиционные идеи, идеалы,   ценности,   старый   образ   жизни,   но   и противопоставлял им новые идеи и понятия, которые выражали идею прогресса, цивилизованного способа существования. Поэт решительно отвергал идею фатализма, призывал казахов к деятельности, активности, индивидуальной ответственности. В «Словах назидания» Абай, сравнивая образ жизни казахов со способом жизнедеятельности других народов, отмечает отсталость, традиционность казахского способа существования. Все другие народы, по мнению мыслителя, опередили казахов своей активностью, умением трудиться, умением торговать, создавать для себя благоприятные условия существования. «Теперь вижу, — пишет Абай, — нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец — сарт. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не было русских купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для умерших, скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не могли. Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшество. И знатные баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у сартов. Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтят религию, умеют трудиться и наживать богатство, наряжаться и веселиться».

Абай высказал новое слово и о труде, ввел в казахское общество новое понимание категории труда. Разумеется, казахи понимали и имели представление о труде и до Абая. Однако, в их представлении труд являлся обычной формой деятельности наряду с другими. В традиционной культуре, когда речь шла о труде, подчеркивалась его отрицательная сторона, труд рассматривался как то, что отнимает покой, радость и счастье человека. В отличие от такого представления Абай открыл и внедрил в казахское сознание принципиально новую трактовку деятельности. Согласно философу, труд — не просто функция, а фундаментальный принцип челове­ческого бытия. Поэтому он имеет громадное значение в развитии общества, в формировании личности. Абай глубоко раскрыл двоякое значение труда. С одной стороны, труд имеет великое значение в формировании личности, ибо только посредством труда достигается подлинное знание. По его убеждению, постижение науки, обладание подлинным знанием суть самый напряженный и тяжелый труд. Поэтому он постоянно прославлял человеческую целенаправленную деятельность. С другой стороны, Абай понимал труд как занятость человека, как средство для жизни, как важнейшее условие самостоятельного существования. В силу этого человек, опирающийся на свой труд, по мнению мыслителя, несомненно достойный человек. Поэтому мыслитель резко критиковал безделье, психологию иждивенчества, попрошайничество и тех, кто пытается существовать без серьезного дела. Абай смог совершить такой подвиг в развитии казахской духовной культуры, потому что он прежде всего выступает синтетической фигурой, в своей цельной личности объединившей три великие начала — казахскую, восточную и русскую духовную мысль. Действительно, в своем становлении и формировании как поэта, мыслителя он прекрасно впитал тради­ционную культуру казахского народа, тюркские источники, был знатоком казахского фольклора, казахской философской мысли. В ходе своего образования в медресе он постиг глубину и тайну восточной поэзии, ее подлинные образцы, а также исламскую философию, религию и их основные нравственные ценности. В начале же зрелого периода мыслитель глубоко осваивает русскую духовную культуру, русскую поэзию и философию и через нее осваивает западную духовную культуру. Абай не просто соединил эти три начала. Он был талантом и гением от Бога. Кроме того, казахский мыс­литель, опираясь на духовные ценности человечества, создал свою великую оригинальную поэзию, фило­софию, по-новому осмыслил многие фундаментальные понятия, этические ценности. В творчестве Абая центральное место занимает проблема человека. В исследовании этого вопроса надо обратить внимание на два момента. Прежде всего, Абай далеко продвинул развитие традиций восточной философии. В отличие от западной философии, которая больше обращала внимание на построение философской системы, на создание учения о мире, о мировом космосе, исследовала проблему начала, логику, гносеологию, создавала учение об обществе, о государстве, об этике, т.п., восточная философия прежде всего изучала человека, человеческую душу, сердце, психологию. Если западная философия была в основании рационалистична, то восточные мыслители больше обращали внимание на психологическую, эмоциональную, чувственную сторону проблемы. В этом смысле Абай продолжил традицию восточной философии. Он не строил философские системы, а концентрировал свое внимание на изучении человека, размышлял о смысле человеческой жизни, толковал о добродетели, добре и зле, прекрасном и т.п. Разработка своего понимания человека является важнейшей стороной философского творчества Абая. Критикуя эмпирически существующего человека (казаха), Абай разработал идею подлинного и истинного человека, которая принципиально отличается от искаженных и извращенных форм, существующих в эмпирической реальности. В отличие от эмпирического, извращенного человека подлинный человек, по мнению Абая, просвещен, устремлен к знанию, стремится познать науку. У него развит ум, мышление. Он является нравственным человеком, у него развито чувство долга, присутствует умение различать добро и зло. Настоящий человек во всем опирается на свой труд, который является условием его благополучия и свободы, ему чужды безделье, иждивенчество, спекуляция своим возрастом и т.п. Подлинный человек имеет развитую чувственность, сердце, понимает красоту и гармонию.

Великий гуманист не только разработал свое понимание человека, выработал идею, идеал подлинного человека, но также интересно сформулировал пути и средства, которые способствуют формированию истинного человека, личности. По его убеждению, здесь первое место занимает целеустремленность (талап), благодаря которой мобилизуются все душевные и физические силы человека для достижения поставленной цели. Другим условием достижения идеала подлинного человека в понимании Абая является труд, деятельность. Философ глубоко понимал, что труд является не только необходимостью в человеческой жизни, но и выступает условием формирования личности. Важнейшим средством в достижении идеала человечности, по мнению мыслителя, также является творческое мышление. Согласно Абаю, мышление дает возможность человеку анализировать, синтезировать, сравнивать не только природные явления, но человеческую жизнь.

В процессе такой деятельности, по его мнению, человек растет духовно, избавляется от пороков и осваивает достойную для человека жизнь. Все пороки и недостатки человека, по его убеждению, возникают вследствие невежества и незнания. В творчестве Абая были также проанализированы такие нравственные качества человека, как добро и разумная сдержанность (канағат), которая реально способствует формированию истинного человека. В данном случае Абай выступает как продолжатель лучших традиций мировой нравственной мысли. Многие великие гуманисты, в частности Кант, Достоевский рассматривали понятия «добро», «скромность» как важнейшие условия нравственной личности: Они отстаивали такую плодотворную мысль, как идея бесконечности понятия добра. По их мнению, нравственная личность при любых обстоятельствах должна творить добро. Абай не только сформулировал идею подлинного человека и говорил о тех реальных путях, которые ведут к этой цели. Он также глубоко осмысливал соотношение идеала и реальности. Философ понимал, что в жизни идеал и реальность не всегда совпадают. В силу этого он резко критиковал эмпирически существующего реального человека (казаха), который даже приблизительно не соответствует понятию человек. Если подлинным определением истинного человека является просвещенность, разум, знание, наука, то реальный человек невежественен, не умеет мыслить и бесконечно далек от науки. Если человек в идеале нравственен, действует по своему долгу, то реальный человек погряз во всевозможных пороках. Если истинный человек активен, деятелен, полагается, на свой труд, то реальный человек пассивен, погряз в безделье, иждивенчестве. Поэтому Абай считал своим долгом разоблачать, подвергнуть универсальной критике реально существующего человека, казаха, своих современников. При всей порочности реальной жизни Абай видел случаи совпадения идеала человека и реальности. По его убеждению, понятие человека, идеал человека в жизни реализовался в лице прекрасных индиви­дуальностей, какими были его сын Абдрахман и брат Оспан. Оплакивая смерть Абдрахмана и Оспана Абай отмечает именно те их качества и достоинства, которые совпадают с качествами и достоинствами подлинного человека, понятия человек. Абдрахман, Оспан — это, по существу, реальное, индивидуализированное воплощение абаевского понимания подлинного человека, В произведениях Абая Абдрахман встает как истинный человек, замечательная личность, которая поражает и восхищает окружающих людей своей целостностью, целеустремленностью, стремлением и любовью к знанию, науке. Абдрахман — по характеристике поэта, отличался нравственностью, добрым отношением к людям, был скромен, имел развитую чувственность.

Абдрахман не только был сыном Абая, но также был сыном человечества. Бесконечность трагедии Абая в том, что в лице Абдрахмана он потерял не только любимого сына, но также свой идеал, свое духовное продолжение. В ходе исследования проблемы человека Абай открыл и осмыслил такие фундаментальные образы сознания, как раздвоенное сознание, отчужденное сознание, иждивенческое сознание и т.п. Феномен раздвоенного сознания был известен в европейской философской мысли. Его впервые глубоко описал французский философ Д. Дидро в работе «Племянник Рамо». Дидро художественно описывает нравственное поведение развращенной личности, которая абсолютно релятивно понимает соотношение добра и зла. По мнению философа, речь идет о безнравственном и беспринципном человеке, для которого нет ничего святого ив то же время все дозволено, смотря по обстоятельствам. Этот образ сознания также проанализировал Гегель в   «Феноменологии духа». Гегель описывает его как такую форму сознания, которая появляется в кризисное время развития человеческого общества. Абай открыл и проанализировал феномен разорт ванного сознания в казахском обществе. Он резко критикует тех казахов, которые размывают соотно­шение добра и зла, релятивно подходят к важнейшим нравственным ценностям.

О казахи мои! Мой бедный народ!

Жестким усом небритым прикрыл ты рот.

Кровь — на правой щеке, на левой-жир…

Где правда? Твой разум не разберет.

Абай исследовал и другой образ сознания -отчужденное сознание, понятие отчуждение, которое имеет огромное значение в осмыслении современной социальной жизни, духовных процессов. Понятие отчуждения глубоко разработано такими философами, как Гегель, Маркс, Сартр и др. Согласно этому поня­тию, продукты человеческой деятельности в опре­деленных условиях принимают независимую от человека форму, т.е. отчуждение есть превращение вещи, явлений в нечто иное чем они являются сами по себе, перевернутость, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Понятие отчуждения имеет фундаментальное значение в осмыслении тоталитарной системы; современных буржуазных отношений. Действительно, в условиях тоталитаризма политические отношения, государство, являющееся формой экономических отношений, проявляли и обнаруживали себя как содержание, основа всех общественных отношений. В настоящее время понятие отчуждения широко применяется в художественной культуре, в художест­венно-эстетическом освоении действительности. В этом отношении интересны работы Сартра, Камю, В. Брехта, Экзюпери, Тарковского и др. Величие Абая состоит в том, что он один из первых обратился к этому понятию в осмыслении современной казахской действительности. Абай беспощадно критикует современную ему казахскую действительность, он ее рассматривает как абсурдную, где все перевернуто, ценности извращены — ложные ценности выпячиваются, выступают как истинный смысл жизни, в то время как подлинные отвергаются, отодвигаются на второй план. В этом отношении интересно его стихотворение «Наших множество детей», в котором мыслитель разоблачает отчужденное, извращенное понимание цели обучения. Абай, как истинный просветитель, всеми силами души поддерживает обучение молодежи, постижение знания. По его мнению, знание — фунда­ментальное условие человеческой жизни, фактор прогресса, основа человеческой нравственности и т.п. Поэтому он призывал своих современников, казахов к обучению науке, обладанию знаниями. Однако, он обнаружил в реальной жизни отчуждение, извращенное понимание, когда дети обучаются, получают знания не с целью духовного развития и тем самым в конечном счете службы своему народу, общественному прогрессу, а из желания выделиться, обрести власть над окружающими людьми таким образом не ради просве­щения, а для еще большего подавления и угнетения своего народа. Отчужденность, извращенность такого положения состоит в том, что образование, обучение, имеющее благородные цели приобщения людей к зна­нию, духовной культуре и тем самым служения своему народу, превращаются в определенных исторических условиях в свою противоположность. В таких отчуж­денных условиях образование не служит гуманистической цели возвышения, просвещения человека, а выполняют антигуманную функцию его унижения и подавления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.